Битва за Донбасс станет решающей – для Украины, России и Запада. Если вооруженные силы не выгонят оккупантов до границ Украины, это будет означать отложенную войну. В которой у Российской Федерации будет гораздо больше преимуществ и она не остановится. Поэтому Украина должна победить.
Кто помог вырастить монстра в Кремле и почему Россия готова сделать пустошь на Донетчине и Луганщине рассказал в интервью Gazeta.ua журналист Сергеи Гармаш. Был участником украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе.
Кто позволил вырастить этого монстра в Кремле, который начал стирать с лица земли наши города, убивать тысячами, как в Мариуполе, насиловать, мародерствовать? Какова доля ответственности Запада?
Конечно, есть ответственность Запада, но и украинцев тоже. Мы многие годы не хотели видеть реальность. Признавать войну войной. Считали, что она где-то на Донбассе и не касается всей Украины. Я всегда говорил, что война догонит всюду. Украинцы очень долго хотели жить в комфорте, но не в свободе. Было комфортно думать, что жители Донбасса сами виноваты, сами звали Россию. Но жизнь показала, что Путина не нужно звать. Буча его не звала. Он – зло, которому не нужен даже повод, чтобы прийти. Запад тоже хотел жить комфортно. Ради этого он не хотел видеть реальности. Хотели верить, что с Путиным можно договориться. Всегда боялись российского президента, говорили, что с ним придется считаться. Говорили: архитектура безопасности без России невозможна. Сейчас жизнь доказала, что архитектура безопасности с Россией невозможна.
Мировые политики больны страхом перед Россией. И это дало Путину основание полагать, что именно сила решает все вопросы
Именно Запад заставил Путина считать, что он может все. И что с ним все будут считаться. Мировые политики больны страхом перед Россией. И это дало Путину основание полагать, что именно сила решает все вопросы. Что можно не считаться ни с международным правом, ни с моралью. Кто сильнее – тот и прав. Сейчас весь мир получил этого монстра, которого все вместе долго растили. Он рос на наших страхах и нежелании что-либо менять.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россия имеет две цели" – где и когда ожидать новое наступление оккупантов
За восемь лет продолжавшаяся с 2014-го война перестала быть в эпицентре внимания украинцев?
Да. Потому что люди не могут жить постоянно в напряжении. Их можно понять, а позицию государства – тяжело. Государство – это коллективный иммунитет украинцев. Должно видеть, что происходит, и предотвращать. А мы до последнего момента наращивали товарооборот с Российской Федерацией. Наш Кабмин ввел эмбарго на все российские товары месяц спустя после начала широкомасштабной войны. У нас совершенно неадекватное было восприятие России как главной угрозы. Начали готовиться к войне фактически за три месяца – активно закупать оружие, говорить с Западом об угрозах. Мы с Беларусью имели торговые отношения даже во время войны. Потому что нашим олигархам и государству было удобно. Почему мы именно из Беларуси возили нефтепродукты даже после того, как не признали Лукашенко президентом? Потому что выгода была важнее политических принципов, которых мы теперь требуем от европейцев. Хотя, как оказалось, можно прожить и без российских энергоресурсов, и без белорусских. Это все наша алчность и недальновидность.
Европа увидела, что мотивирует россиян сюда идти – это орда, у которой нет ничего, это преимущественно бедные и примитивные люди. Идут грабить
В Германии давали несколько часов после полномасштабного вторжения России. И потому выступали против поставки оружия Киеву и отключения России от SWIFT. Об этом рассказал наш посол Андрей Мельник. Мол, уже готовились к переговорам с новой марионеточной властью. Что сломало такую уверенность?
Наши Вооруженные силы сломали это убеждение. Все увидели, что наше государство способно к обороне. Даже с таким серьезным противником. Когда в Европе увидели, что россиян можно бить, да еще нашими руками, то подключились к этому. Потому что также увидели, что РФ – это серьезная угроза для них. Немцы понимают последствия для Европы, если Украина рухнет. Россияне уже показали, что они не остановятся. Европа увидела, что мотивирует россиян сюда идти – это орда, у которой нет ничего, это преимущественно бедные и примитивные люди. Идут грабить. Если они у нас грабят и убивают, потому что у нас есть унитазы, а они их не видели в Бурятии, то представляю, что будет, когда они войдут в более богатую европейскую страну.
Начальник Главного управления разведки Кирилл Буданов говорит: "Намерения противника о скором наступлении и захвате Украины можно уже считать абсолютно сорванными. Противник не смог добиться своей главной цели – взять столицу Украины". Можно вздохнуть с облегчением или готовиться к худшему, которое еще впереди?
Надо готовиться к худшему, чтобы потом вздохнуть с облегчением. Хотели оккупировать и разрушить Украину. Сейчас план максимум у них – оккупация Донецкой и Луганской областей в пределах административных границ. Также оккупация юга Украины, чтобы оставить наземный коридор в Крым. Если у них это получится, то будет как с ОРДЛО – годы позиционной войны.
Сейчас все ставится на битву на Донбассе
В конце концов, это закончится новой агрессией. Но у России уже будет лучший плацдарм для нападения. Поэтому нельзя допустить повторения войны на Донбассе. Надо победить их на востоке и на юге. Поражение приведет к каким-то внутриполитическим процессам в России. И лишит их необходимого военного ресурса. Если мы сейчас победим РФ в Донецкой и Луганской областях, для восстановления им будут нужны деньги. А санкции работают – денег будет гораздо меньше, чем раньше. Потому сейчас все ставится на битву на Донбассе.
Значит ли это, что мы должны выходить на государственную границу на Донбассе?
Однозначно. Если не выйдем на государственную границу 2014 года, то фактически война не закончится. Это будет проигрыш для Украины. Может быть краткосрочная передышка, перемирие какое-нибудь, но не будет концом войны. Для нас это очень опасный сценарий.
Россия захочет продвигаться к Приднестровью. Отрезать нас от Черного моря. И создавать всевозможные народные республики
Каков долгосрочный план Путина?
С юга россияне захотят продвигаться к Приднестровью. Отрезать нас от Черного моря. И создавать разные народные республики. Фактически это будет раздел Украины и постоянные обстрелы нашей военной инфраструктуры. Нас лишат военной мощи, если позволим такой сценарий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "У Украины появилась субъектность" - что означают частые визиты иностранных лидеров в Киев
У России под санкциями хватит на это денег?
По подсчетам западных аналитиков Украина по итогам этого года потеряет 40 процентов ВВП. Россия – 10-11 процентов. И у них экономика работает – потому что на их территории нет войны. У нас предприятия не работают. И нас еще обстреливают, разрушают инфраструктуру. То есть, мы не можем налаживать полноценную работу экономики. Санкции работают на долгосрочную перспективу. А у нас нет много времени. Пока толстый похудеет, худой – умрет. Мы как раз в такой ситуации.
Война затянулась, потому что партнеры очень дозированно дают оружие
Сколько еще надо продержаться? Советник главы Офиса президента Алексей Арестович обещал окончание горячей фазы как раз в средине апреля.
Война затянулась, потому что партнеры очень дозированно дают оружие. Боятся, что мы погоним Путина слишком далеко, и это приведет к распаду России. Считается, что это приведет к неконтролируемому распространению ядерного оружия. Сейчас ситуация меняется. Понимают, что Путин неадекватный. И применение им ядерного оружия становится все более возможным. Если мы проиграем, то и они тоже. Потому что эта неадекватная страна подойдет к их границам. И РФ, к слову, уже начинает собирать войска под границами Финляндии. Это достаточно прозрачный сигнал.
Сейчас Россия объявила в приграничных с Украиной областях террористическую угрозу до 26 апреля. На востоке по прогнозу – дожди. Так что наступление начнется где-то в конце апреля. А сколько будет продолжаться – будет зависеть от наличия у нас оружия, особенно авиации и ПВО. Россияне хотят забрать Донецкую и Луганскую область до 9 мая. Не думаю, что это у них получится. Раньше, чем в июне, конца нового обострения не ожидал бы. И опять же – куда мы готовы идти и где остановиться? Дадут ли нам освободить территорию ОРДЛО?
Эмбарго на нефть может убить экономику России гораздо быстрее, чем все эти наложенные санкции
Что реально остановило бы Путина? Что бы сломало позвоночник?
Нефть – это основа российской экономики. Больше всего поступлений именно от продажи этого топлива. Поэтому эмбарго на нефть может убить экономику России гораздо быстрее, чем все эти наложенные санкции. И которые РФ в какой-то мере обходит. Потому что Россию поддерживают тот же Китай, Индия, Иран. Даже была информация, что они тайно снабжали оружием Россию.
Нападение на Финляндию может положить конец России? Пойдет ли на этот шаг Путин?
Два фронта они не удержат. Они истощены в Украине. На нас ресурсов не хватает. Но если это сделают, то это ускорит нашу победу.
Санкции, поставки нам оружия, финансовая помощь – этого достаточно, чтобы мы победили в войне?
Это зависит от объемов финансовой помощи и масштабов поставок и оружия. Если финансовой помощи будет много, и она покроет 40 процентов падения ВВП. Если оружие будет таким, которое позволит наступать и превентивно предотвращать ракетные и авиационные удары. Тогда победим, потому что у нас есть мотивация бороться, ведь мы на своей земле, имеем больше опыта, чем у россиян. Более подготовленные позиции. Но нужно оружие. Одним героизмом в современной войне победить тяжело. Какова будет цена этой победы и когда она состоится – зависит от поставок оружия.
Все смотрят, что будет с Донбассом. Если проиграем, никто ничего не даст
Мы просим средства радиоэлектронной борьбы, элементы противовоздушной обороны. А нам дают Stinger, Javelin. Просим истребители, а нам – переносные зенитно-ракетные комплексы. Нас часто бомбят с такой высоты, что ПЗРК не достает. Как достучаться до западных партнеров, чтобы помощь была больше?
К каждой стране индивидуально нужно подходить. Шансы достучаться растут. На Западе боятся вызвать гнев российского президента, потому то дают, то не дают самолеты. Чем слабее мы делаем Путина благодаря военным победам, тем меньше на Западе страхов и тем больше решимость помогать. Уже Словакия поставила нам С-300, немцы готовы снабжать наступательным оружием. Это вопрос времени. Но все смотрят, что будет с Донбассом. Если мы проиграем, никто ничего не даст.
Компромиссы могут касаться только того, что дадим возможность сохранить жизнь россиянам и выйти с нашей территории
Возможно ли умиротворение Путина? Запад все время повторяет, что не нужно его провоцировать, потому что у него ядерная кнопка.
Было возможно до начала широкомасштабной войны. И западные лидеры пытались это сделать. Но Путину нужна была война, и он ее сделал. Тоже самое и с кнопкой. Для того чтобы применить ее, этому человеку не нужна провокация. Бросит бомбу только потому, что видит в этом свою миссию. Именно это и должно являться мотивом для Запада пытаться устранить больного от ядерного чемодана.
Какие уступки от Запада и Украины Путин будет считать слабостью?
Конечно. Это провоцирует его большую агрессивность. Поэтому нам нельзя идти ни на какие уступки. А компромиссы могут относиться только к тому, что дадим возможность сохранить жизнь россиянам и выйти с нашей территории. В вопросах контрибуции, плененных. Но это не могут быть какие-либо территориальные вопросы. Если они будут, то это не мир, а временное вынужденное перемирие.
У нас уже был и Будапештский меморандум, и Договор о дружбе с Россией. Это бумаги, а безопасность гарантирует только оружие
Из Офиса президента уже неоднократно слышали о нейтральности Украины. Это удовлетворит аппетиты Кремля?
Смотря, какая нейтральность. Возможно, если мы позволим россиянам определять численность и виды вооружений нашей армии, то удовлетворит. Но это недопустимые компромиссы. И никакие "механизмы гарантий безопасности" не компенсируют нам мощь собственной армии. У нас уже был и Будапештский меморандум, и Договор о дружбе с Россией. Это бумаги, а безопасность гарантирует только оружие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Нужно говорить об эмбарго на нефть" – что России будет за применение химического оружия в Мариуполе
Дипломатическим путем можно остановить войну?
Уже поздно. Слишком много жертв. Когда отгоним их до границ, придется это как-то закреплять. Но дипломатия здесь зафиксирует окончание боевых действий, а не остановит их.
Путин недавно на космодроме "Восточный" говорил об этих переговорах. Сказал: "Мне доложили, что Украина изменила позицию, но я пока не знаю что". Это показывает, как на самом деле Путин относится к этим переговорам. Ему даже не интересно, что там происходит. Это яркий показатель, что он не делает никакой ставки на дипломатию и все будет решаться на поле боя. Дипломатия сейчас несвоевременна. Эта площадка нужна на будущее.
После нашей победы на Донбассе и на юге нам будет легче говорить о деоккупации Крыма?
Если мы их выгоним, это означает, что их ослабили, разбили их военную мощь. Но не победили, потому что Путин все еще будут сидеть в Москве. Как сильная сторона, сможем задавать вопросы Крыму и диктовать свои условия. Но это уже будет политический и переговорный процесс, и он может длиться десятилетие.
И Польша, и страны Балтии понимают приближающуюся угрозу. Даже готовятся к ней
Путин неоднократно говорил, что воюет с НАТО на нашей территории. При каких условиях сдвинется дальше?
Если победит в Украине. Его уже ничто не будет сдерживать. Он будет победителем, будет понимать, что сильнее НАТО. Думает, что здесь с американцами воюет. Если сочтет, что победил их здесь, то ему ничего не будет мешать двигаться дальше. Восстанавливает Российскую империю. Польша же была ее частью, как и Финляндия, как и страны Балтии.
Путин верно оценивает, что он воюет с НАТО. Но, к сожалению, Североатлантический альянс не понимает, что это война с ним. В Финляндии последний соцопрос показал, что более 80 процентов населения понимают угрозу со стороны России. Все-таки видят, что делается в Украине. Потому и Польша, и страны Балтии понимают приближение угрозы. Даже готовятся к ней.
Россияне поддерживают войну, но сами не хотят воевать. Кремль хочет создать эмоциональный стимул для своего населения
Начальник ГУР Кирилл Буданов также заявил, что российские спецслужбы планируют серию терактов с минированием и взрывом жилых домов, больниц и школ в российских населенных пунктах. А также нанесение ракетно-бомбовых ударов по городу Белгороду или одному из городов Крыма. Как это может быть?
Это может дать внутреннюю мобилизацию. Сейчас россияне не понимают, что происходит. Война далеко, поддерживают ее, но сами не хотят воевать. Кремль хочет создать эмоциональный стимул для своего населения, как в 2014 году Дом профсоюзов в Одессе, давший стимул ехать добровольцам из РФ воевать на Донбассе. Путину даст обоснование задействовать оружие массового поражения. Химическое, возможно, даже ядерное.
Комментарии