30 января вступил в силу закон "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения". А 27 февраля состоялся конкурс на должность главы Национальной службы здоровья - новой структуры, которая будет распределять деньги на медицину с июля 2018 года. О том, как внедряется медицинская реформа, говорим с заместителем министра здравоохранения Павлом Ковтонюком.
Все ли уже приняты законы для медицинской реформы?
Парламент принял все необходимые законы. Но подзаконные акты Кабмина и Министерства здравоохранения будем принимать еще добрых полгода.
Труднее всего было пройти через парламент. У нас было три задачи: собственно закон, изменения в бюджетный кодекс Украины и чтобы в бюджете были деньги на реформы. Эти три документы у нас есть.
На этот год предусмотрено около 115 миллиардов гривен на медицину. На первичную помощь - 13,28 миллиарда. Это больше, чем когда-либо. Первые 5 миллиардов будут выплачены до июля по старым схемам, а 8 с лишним - во втором полугодии по новому (на первичном звене заработает принцип "деньги идут за пациентом". Медицинские учреждения, с которыми заключены договоры о предоставлении услуг пациентам, будут получать средства напрямую из госбюджета без посредников. - Gazeta.ua).
На этот год предусмотрено около 115 миллиардов гривен на медицину. На первичную помощь - 13,28 миллиарда. Это больше, чем когда-либо
Реформа на полгода сдвинулась во времени. Из-за того, что была поздно проголосована?
Да. Закон проголосован осенью. На подготовку и регионам, и больницам нужно полгода. Но хорошо, что это начинается.
Презентация реформы длилась год и 26 дней. 30 ноября 2016 года на заседании правительства мы приняли концепцию реформирования. Это был первый шаг.
Как вы это выдержали?
Нелегко. Семью почти не видел. Но мы знали, на что шли.
Первый год не были готовы. Все делалось через сверхусилия. За год сформировали команду и сами привыкли.
Происходит реформа самого министерства. И мы на нее очень рассчитываем. Ведь нужно, чтобы эти изменения не остановились, как мы уйдем с должностей в 2019 году. Надо создать такую систему, которая сама будет работать.
Вы не видите в этом рисков - что новая команда политиков, которые придут после выборов, отменят эту реформу. Как Трамп пытается отменить Obamacare (в октябре 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон, который начинает отмену программы Барака Обамы по медицинскому страхованию в США. - Gazeta.ua).
Говорят, что медицина вне политики. На самом деле - все с точностью до наоборот. Медицина - это одно из самых заполитизированных вопросов в любой стране. Поэтому надо учитывать расклад сил, политическую идеологию среды и политические циклы. Перед выборами лучше реформу не начинать. На серьезные изменения в это время не решатся. Чем ближе к выборам - тем политики становятся менее решительными.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гройсман по-мужски поговорил с Москалем
В медицине - какую бы реформу ты не делал, все будут против. Это тоже мировая практика. Поэтому надо сделать необратимые шаги до выборов. Закон - это был первый такой шаг. Вторым будет успешное начало для первичной помощи. Если это сработает, буду считать, что задачу минимум мы выполнили.
После выборов будет новая волна. И к тому времени мы хотели бы иметь систему, которая сама будет продолжать реформу. Трамп не может полностью отменить Obamacare. Он так только говорит. Потому что принято много изменений в законодательство. Чтобы отменить их, ему надо убить те самые три или четыре года, которые потратил Барак Обама на ее принятие.
Медицина - это один из самых заполитизированных вопросов в любой стране
Как удалось продавить реформу? Была и остается инерционность системы, сопротивление части политикума и общества.
За несколько месяцев до голосования мы встретились с предыдущими министрами здравоохранения Николаем Полищуком, Василием Князевичем, с теми, кто хотел что-то сделать. Мы расспрашивали, где их "сбили". Они признали, что мы стоим ближе всех к реализации реформы.
Удалось, потому что мы сделали коалицию "за". Во-первых, реформу поддержал премьер. Летом 2016 года мы сделали ему первую презентацию. Владимир Гройсман внутренне воспринял ее, уловил идею. Потому что большинство министров были против. Дальше было много этапов, когда его поддержка была решающей.
Второе - это наш министр Ульяна Супрун (исполняющий обязанности министра здравоохранения. - Gazeta.ua). Ее стиль - радикальный. Не на словах, а на деле готова бороться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развенчали 7 популярных мифов о гриппе
Третье. В парламенте удалось найти поддержку. И в комитете (парламентский комитет по здравоохранению. - Gazeta.ua). Хотя мы думали через него не будет шансов провести закон о медицинской реформе. Председатель комитета народный депутат от БПП Ольга Богомолец, один из активных критиков медреформы. - Gazeta.ua) не появлялась на рассмотрение этого закона. Однако в комитете образовалась группа депутатов, которые решили быть на этой стороне. Одни люди поддерживали. А вторые - голосовали против, но приходили, чтобы был кворум. Их участие было суперважным.
В парламенте та самая ситуация - количество голосов было на грани. Это была одна из причин, почему перенесли голосование с июля на осень. Не хотели рисковать. Ибо это был бы конец.
Ульяна Супрун не на словах, а на деле готова бороться
Как убеждали депутатов?
Давали возможность внести свою лепту. Под конец союзники начали воспринимать реформу как свою.
Еще один факт, который помог в работе с парламентом - а она была ключевой - мы с ним работали профессионально. Был человек от Кабмина Ярослав Железняк - в хорошем, американском смысле - лоббист. Каждого депутата знает по имени, знаком с позицией. Анализировали, кто готов ее изменить. Организовывали встречи. Я где-то с 50-60 депутатами говорил по несколько часов. Для каждого подбирали аргументы, знали - что ему важно в этой реформе. С кем-то это был экспертный разговор. Кто-то с экономическим бэкграундом, ему такая плоскость понятна. А кто-то спрашивал: что это мне даст в селе, когда поеду на округ.
Уже ближе к голосованию включились крупные фигуры. Президент поддержал на Национальном совете реформ, спикер, лидеры фракций - и не только коалиции. "Самопомощь" поддерживала. В конце Радикальная партия поменяла свое мнение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Супрун призывают не подкатывать джинсы на морозе
И наверное нам удалось наделать шума. Мы поняли, пока медицина будет на дне в повестке дня общества, - никакого шанса. Поэтому мы пошли в медиа. Нас называют министерством "Фейсбука". Это была сознательная политика, чтобы о реформе говорили. Плохо или хорошо - неважно. Нам это тоже удалось. И в медиа, и у общественных организаций, и среди врачей, и в международных организациях - заговорили. Все имели какое-то мнение о медицинской реформе.
Показательным был момент, когда министр пошла на Совет церквей. И с каждым лидером конфессии потом встречалась. Убеждала, что реформа медицинской сферы соответствует их убеждениям - потому что это человеческая жизнь, наивысшая ценность. Мы получили поддержку всех конфессий, кроме одной.
Нас называют министерством "Фейсбука". Это была сознательная политика, чтобы о реформе говорили. Плохо или хорошо - неважно
Люди прежде всего волнуются, что лечиться будет очень дорого. Удается ли им донести информацию.
Мой советник проводил медицинскую реформу в Польше - как заместитель министра финансов у Лешека Бальцеровича (организатор польских экономических реформ, преобразования страны с плановой экономикой в страну с рыночной экономикой. - Gazeta.ua). Он говорит: что ни делай - это будет труднее всего. Реформа финансов - простая, пенсионная - простая. А медицинская - сложная.
Люди переживают, потому что это вопрос жизни и смерти. Поэтому - если кто-то ожидает, чтобы общество за полгода сказал: о, какая классная реформа! Это невозможно. Ты можешь делать определенный прогресс. От полного неприятия, страха - до некоторого понимания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Врачей завлекают ехать в село бесплатным жильем
У нас никогда не было иллюзий, что все будут поддерживать медицинскую реформу. Нужно, чтобы больше людей приняли тот факт, что изменения начинаются и продлятся долго. Их надо потерпеть. Но во время этого терпения будут сдвиги вперед, что-то будет становиться лучше. Потому что медицинская реформа лечит хроническую 27-летнюю проблему. А хронические болезни не излечиваются одной таблеткой. Но когда мы потом оглянемся на 5 лет назад, то скажем: теперь все по-другому.
Есть социология: знают ли люди о реформе и поддерживают ли ее. 50-60 процентов знает. Из них от 20 до 30 - поддерживают. Это лучше, чем показатели пенсионной реформы.
Реформа финансов - простая, пенсионная - простая. А медицинская - сложная
Система договоров заработает с 1 апреля. Но уже с врачами пациенты подписывают договоры? Стоит ли это делать быстрее?
Сейчас система работает в пилотном режиме. Нам надо ее протестировать, чтобы с 1 апреля заработала полноценно.
А когда начнет работу Национальная служба здоровья?
Провели конкурс на должность главы (победил Олег Петренко, гендиректор по вопросам стратегического развития акушерско-гинекологической клиники ISIDA. Был советником министра охраны здоровья Украины (2005-2006). В 2009-2015 годах – первый заместитель генерального директора частной универсальной клиники "Оберіг". Как эксперт участвовал в разработке медицинской реформы в Украине. - Gazeta.ua). Сначала создадим службу с минимальным штатом из двух-трех человек, которые могут заключать договоры с больницами в электронном виде и сделать первые проплаты. Служба начнет свою работу 1 июля.
Чтобы получать деньги от Национальной службы здоровья, медицинские заведения должны стать коммунальными некоммерческими предприятиями. Что это означает?
Это организационная форма, способ функционирования учреждения. Часто думают: если больница станет предприятием - государство ничего не заплатит. Это не так.
Новый статус дает возможность заведению быть не частью плановой экономики, а независимой структурой. Оно может быть коммунальным, то есть оставаться в собственности громады. Но некоммерческим - не будет получать прибыли, на которую можно купить Porsche главному врачу. То, что больница заработала, она должна инвестировать в себя. Купить оборудование, выплатить премии. Но у нее есть полная свобода в ежедневной работе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Богатые платят за бедных" - украинка рассказала о медицине в Германии
Сейчас такой свободы нет. У них есть начальник - министерство - который пишет, как им жить. А они только выполняют. Я говорю главному врачу Охматдета (самая большая детская больница в Украине, находится в Киеве. - Gazeta.ua), сколько у него должно быть маляров. Честно скажу, один раз был в Охматдете.
Большинство главных врачей сейчас - слабые менеджеры. Не потому, что плохие люди. От них система не требует быть руководителями. Теперь будет иначе. Сам отвечаешь, сколько людей, сходится ли дебет с кредитом, или течет крыша, или есть все лекарства? А государство - финансирует.
Я говорю главному врачу Охматдета, сколько у него должно быть маляров. Честно скажу, один раз был там
Как больница будет платить за коммуналку, энергоносители?
Государство платит за результат. В ресторане в меню стоит цена за блюдо. Это сумма за все, в том числе - и за свет, и за тепло, и сервис, и за продукты, и за работу повара, руководителя, ИТ-систему. Все расходы входят в цену. На такую систему переходим и мы.
Все расходы входят в 370 гривен (в 2018 году на первичном звене государство будет платить 370 грн на одного пациента в год на медицинскую практику. - Gazeta.ua)?
Да. А руководитель разносит эту сумму по статьям. Если много платит за коммунальные услуги - будет мотивирован к энергоэффективности. Если раздутый штат - придется уменьшить количество людей. Мало работников - наберет. Мы даем свободу. Не будет норматива, столько уборщиц нужно на квадратный метр. А так было.
А кто будет контролировать медицинские учреждения, чтобы не было злоупотреблений?
Мы платим за услугу и контролируем ее. Есть стандарты. Врач должен лечить по протоколу.
Не боитесь ли вы саботажа? Приходится слышать о критических настроениях в медицинской среде.
Саботажа не будет. Это не идеологическое сопротивление, а инерция. Есть такая фраза: "Не мы делали реформу при предыдущих 20-ти министрах и при 21-м делать не будем". Представьте, что каждые 11 месяцев меняются министры. И каждый приходит с реформами. Медики устали.
Я к этому нормально отношусь, понимаю. К идеям у них уже кожа толстая. Но когда дойдет до дела, будут нормативные акты, я вас уверяю, что большинство это сделает.
Важно, чтобы до июля несколько десятков, а лучше сотни общин сделали автономными свои медицинские учреждения. Иначе не возможно будет заключить договор между Национальной службой здоровья и больницей.
Саботажа не будет. Это не идеологическое сопротивление, а инерция: "Не мы делали реформу при предыдущих 20-ти министрах и при 21-м делать не будем"
Электронные реестр, карточка, очередь - когда все это заработает?
Постепенно. Надо понять о реформе одну вещь: это история не на один год. Начнем с того, без чего нельзя - с базовых реестров. Вводим их четыре: учреждений, врачей, пациентов и договоров. Уже в этом году заработают электронные рецепты и направления. Дальше будут: лекарства, электронно-медицинская карточка.
А электронные очереди - это дело не Минздрава, а больниц. В Киеве уже есть такие. Один врач рассказал, что электронной очередью больше довольны медики. Человек, имея возможность записаться и прийти на определенное время, заходит в кабинет к врачу не озлобленным. А раньше – стоял в очереди в регистратуру, сидел в живой очереди, и крайне раздраженным шел к врачу.
Медицинская помощь детям будет бесплатная?
Реформа предусматривает программу медицинских гарантий с корзиной бесплатных услуг. Новаторство в том, что он будет всем известен. Перечень узнаем до 2020 года, когда этот пакет будет сформирован. Там будут услуги и для детей, и для взрослых. Принцип такой: более приоритетные услуги - бесплатные. Я думаю большинство услуг для детей будут бесплатными.
Расскажите о поддержке сельской медицины - внедрение телемедицины, построении амбулаторий (президентский законопроект "О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности" Верховная Рада приняла в ноябре 2017 года. - Gazeta.ua). На это уже выделено 5 миллиардов гривен.
Это хорошая инициатива, которая дополняет нашу реформу. В селе живет 30 процентов населения. А там нет ни больниц, ни врачей, ни оборудования. Этот закон направлен на то, чтобы единоразово резко поднять село до уровня города. Чтобы была нормальная инфраструктура, ехали врачи.
Реформа сельской медицины делают два министерства: здравоохранения и регионального развития. Наша задача - предоставить медицинские требования к амбулатории. Она должна быть расположена в удобном месте. В ней будет связь, транспорт и необходимое оборудование.
В селе живет 30 процентов населения. А там нет ни больниц, ни врачей, ни оборудования
Когда?
В этом году начнем строить амбулатории. Деньги уже ушли в области, там ждут на медицинские критерии, чтобы не потратить их на неизвестно что.
Мы не хотим ремонтировать ФАПы. Они не приспособлены к современным услугам. Минрегион собрал данные о зданиях, в которых работают учреждения первичной помощи. 99 процентов из них не имеют холла, то есть места, где пациент может подождать приема.
Скорее всего, это будет постройка новых зданий с холлом, рецепцией. Строить будем по типовому плану. Тогда не будет возможности возвести трехэтажное амбулаторию, или такую, где один кабинет врача и пять УЗИ.
Что самое сложное в реформе?
Не с кем ее делать и нечем. Есть такое правило: любая система лучше всего выдает тот результат, для которого она создана. Если результаты плохие, значит система так организована. Наши государственные органы прекрасно пишут кучу документов, выполняют поручения, но реформы делать не умеют. И противятся - потому что не считают это своими должностными обязанностями. Относятся так: будем делать реформы в свободное от работы время.
У меня в команде работает 29 человек, которые не являются сотрудниками министерства. Они в основном и делают эту реформу. Еще несколько человек из 200 в министерстве делают ее, задерживаясь на работе. Потому что в течение дня пишут ответы народным депутатам, еще что-то. Надо признать их вклад. Однако такая система не позволяет внедрять изменения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Выживет сильнейший": мужчина рассказал об ужасах медицины в Киеве
Поэтому мы стали частью пилотного проекта реформы госслужбы. Создаются новые подразделения - директораты. Они должны разрабатывать политику отрасли. Концепции, нормативные акты, проведение через Кабмин, парламент. Весь цикл публичной политики. Это исторический шанс, возможность для реального обновления министерств. Поэтому мы за него так ухватились. Создали пять директоратов. На конкурс генеральных директоров этих подразделений приглашаем всех. Зарплаты - рыночные. Можно без опыта в госслужбе выиграть конкурс. Но люди не идут. В обществе есть убеждение, что нормальных людей во власть не пускают.
Провели конкурс и поняли, что очень мало сильных претендентов. Решили объявлять конкурсы, пока не придут нужные нам люди. Во время второго выбрали двух генеральных директоров из пяти: науки, инноваций, образования и кадров и гендиректора, который отвечает за развитие, выполнение правительственной стратегии и евроинтеграции. Им стала соучредитель фонда "Таблеточки" Ирина Литовченко. Будем объявлять новую волну конкурсов. Приглашаем людей, которые хотели что-то поменять.
Наши государственные органы реформы делать не умеют. И противятся - потому что не считают это своими обязанностями
О каких зарплатах идет речь?
От 50 тысяч гривен.
Сколько продлится этот пилотный проект?
Начался в прошлом году и продлится, пока мы не сделаем реформу министерства. Думаю, люди не до конца верят, что это по-настоящему. Но тогда пусть не обижаются, что реформа идет медленно.
Вы оптимист в видении будущего Украины?
Я оптимист, но понимаю, что реформа не будет быстрой. Румыния или Болгария 20 лет выгрызают эти изменения по миллиметру. Нельзя построить "социализм в отдельно взятой стране". Или реформируется страна, или никто. Практика показывает: когда что-то немного побежало вперед, все равно замедляется до общей скорости.
Комментарии