Политолог, председатель правления Центра социологических и политологических исследований "Социоизмерение" Сергей Таран в комментарии Gazeta.ua пролил немного света на дискуссию о возможном изменении проходного барьера для политических партий на выборах в Верховную Раду.
По словам эксперта, если люди собираются делать ремонт собственной квартиры, они начинают с разработки общего плана и дизайна.
"С этого и начинается дискуссия. Это уже потом они выбирают, какой краской делать ремонт, какого цвета должны быть дверные ручки... Дискуссия о том, каким должен быть проходной барьер в Верховную Раду Украины - это разговор о том, какого цвета должнf быть дверная ручка. Но при этом полностью отсутствует разговор о том, каким должно быть все помещение и его дизайн. То есть дискуссия о повышении проходного барьера и все остальные дискуссии по изменениям избирательного законодательства должны начинаться с определения общей и конкретной цели. В чем заключается проблема украинской демократии, процесса выборов, и какими средствами это можно решить? Какая цель стоит за тем или иным законодательным нововведением? Ведь проходной барьер - это лишь механизм, который может быть использован в любую сторону", - объяснил Таран.
По его мнению, мотивацией для повышения проходного барьера, которое определил президент, является монополизация политического пространства.
"Потому что чем меньше политических партий пройдет в Верховную Раду, тем сильнее будет позиция у монопольной политической силы. И других мотиваций я, честно говоря, здесь не вижу", - добавил политолог.
"Если бы в этом случае речь шла о комплексных мерах, способствующих усилению механизмов прозрачности при проведении выборов, в частности, в вопросе формирования избирательных комиссий; если бы были усилены законодательные инициативы, которые предоставляли бы возможность отозвать депутата (если речь идет о мажоритарном округе), только тогда можно было бы говорить о том, что целью инициатив президента является улучшение качества украинской демократии. Говорить же исключительно о механизме повышения проходного барьера означает ограничение возможности для граждан избирать парламент", - отметил Таран.
Он подчеркнул, что легко предположить и то, что с повышением проходного барьера существенно уменьшится представительство политических партий в ВР и увеличатся возможности для власти так или иначе контролировать политическое поле Украины.
"Но смотреть на этот вопрос следует, подчеркиваю, всегда комплексно. Здесь стоит вспомнить и об инициативе введения мажоритарной системы выборов. Нужна она или нет? Но это абсолютно пустой вопрос. Поскольку прежде всего надо говорить о том, кто может выдвигать кандидата, и какие будут существовать механизмы влияния избирателя на этого депутата уже после его избрания. Кто сможет контролировать избранника уже во время его работы в ВР? Это также целый комплекс проблем", - сказал эксперт.
Кроме того, по его словам, необходимо учесть и то, какие политические силы смогут участвовать в выборах - те, которые зарегистрированы, как минимум, за год до даты выборов, или, возможно, любая политическая партия.
"Разрешить ли формирование политических блоков или не разрешить? Кто имеет право формировать избирательные комиссии - те партии, которые уже представлены в парламенте, или любые политсилы? Только ответив четко на эти вопросы, сможем говорить, к чему может привести повышение или снижение проходного барьера в Верховной Раде", - резюмировал Таран.
Комментарии