- Мне грех жаловаться на судьбу. Если бы не ушел с должности главы Секретариата президента (в сентябре 2006-го. - Gazeta.ua), то был бы заместителем министра. Затем - министром. Далее стал бы депутатом. Возможно, сделал бы свою партию. Да я бы сдох от того. Не мог быть тем, кем стал сейчас.
Моя жизнь с тех пор изменилось кардинально. А тогдашние друзья по парламенту продолжают жить, как в те времена: кто, с кем-то, то против кого-то, - говорит 58-летний Олег Рыбачук.
Встречает в медиахабе на улице Михаила Емельяновича-Павленко в Киеве 8 июля. Здесь могут работать и отдыхать журналисты. Можно поесть и принять душ. Есть бесплатный интернет.
Олег Борисович - в сером пиджаке, белой рубашке и джинсах. Приглашает в небольшую комнату. Из окна видны ярко разрисованные мусорные баки во дворе. Угощает кофе и конфетами.
После успешной карьеры в банковской сфере вы пошли в политику. Почему?
- Я не хотел идти в политику. Но с 1993-го работал в связке с Виктором Ющенко (президент Украины в 2005-2010 годах. - Gazeta.ua). Он был председателем Национального банка. Затем стал премьером. Я сформировал его политический кабинет. Когда он ушел в отставку с поста главы правительства (май 2001-м. - Gazeta.ua), я подписал контракт и работал вице-президентом Черноморского банка торговли и развития в Греции. Но политика вернула в Украину. Виктор Андреевич впал в спячку. Никто не мог его из этого состояния вывести. Я пришел и руководил офисом Ющенко. То, что называется политическим кабинетом. А дальше надо было стать депутатом Верховной Рады. Потому что не можешь такими вещами заниматься в разгул демократии, если не имеешь мандата. Тогда начал готовить президентскую кампанию Ющенко.
Почему команда Виктора Андреевича?
- Когда его спрашивал: как так случилось, что команда Ющенко за 11 лет - это я один? Говорю: "Виктор Андреевич, случится такое горе - вас выберут президентом. С кем вы будете? Где ваша команда? Разговор был за два года до выборов.
Команды как таковой не было. Вокруг него формировались группы влияния. Своим долгом Ющенко считал разрушить режим Кучмы и дать возможность: "Я вам дам в каждую руку по буханке хлеба. А остальные вы сами должны сделать".
Если хочешь перемен, должен брать на себя ответственность. Понимать, что хочешь изменить. Готовить людей к тому, чтобы они руководили этими процессами. Ющенко такой задачи не ставил. Сейчас он обижен на весь мир. Большинство мира смеется над ним. Потому что считают, что это была самая большая ошибка украинцев. Когда-то Збигнев Бжезинский (американский политолог, бывший советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера. - Gazeta.ua) сказал, что в Украине каждый следующий президент хуже предшественника. Сейчас эта формула немного изменилась.
А как человек - в чем Ющенко мог дать слабину?
- Он не отказывал себе в слабости. Для него очень трудно было согласиться на жесткий график работы. Не хотел, не любил и избегал разговоров, где нужно было принимать решение. И довольно часто было так, что все визжат: если он не примет решение, то наступит конец света. Он не принимал решения - и выигрывал. Спокойно мог отменить важные встречи и где-нибудь зависнуть. Позволял себе это и будучи главой Нацбанка, и премьером.
Какова его самая большая ошибка?
- У этой ошибки есть фамилия. Называется она Тимошенко. Это с точки зрения Ющенко. С моей точки зрения - категорическое нежелание формировать команду. Мне говорили, что они похожи с Биллом Клинтоном (президент США с 2003-го по 2001 год. - Gazeta.ua). Но Клинтон часами работал со своей командой. Ющенко никогда этого не делал. Он мог говорить один на один со мной. Мог слушать и молчать. Если молчит - значит не будет делать этого. Был период, когда он требовал подготовить график его работы на год. Мы подготовили, и он сознательно сломал его через неделю. Потому что это были обязательства.
У него трагическая судьба. Из всех украинских президентов у него самое худшее восприятие общества. Хотя имел чрезвычайные возможности. И Украина, и весь мир возлагали на него большие надежды.
Я был свидетелем культа Ющенко. Ему это очень нравилось. А для меня удивительно, как люди не осознают угрозу от такого отношения. Хотя помню слова знакомых артистов: "Понимаешь, Олег, выходишь - а перед тобой ревет десятитысячный стадион. И крышу срывает, когда скандируют твое имя". А фамилию Ющенко скандировали миллионы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Надо думать, что делать, когда в Украину придут пять-семь миллионов беженцев - из Курска, Воронежа, Кубани"
Вы с ним дружили?
- По-настоящему семьями не дружили. Конечно, я знал его детей. Но слово дружба здесь не подходит. Я с ним на "вы" до сих пор. Порошенко или Третьяковы на "ты" демонстративно переходили. Люди, которые после меня с ним познакомились. Он для меня был "вы". И я эту дистанцию всегда держал. Я был единственным, кто с ним прожил эти 10 лет. Только надо понимать, что это исключало отдых, общие сауны. Я ни разу не топтал Говерлу. И не был в Хоружевке (село в Сумской области, родина Виктора Ющенко. -Gazeta.ua).
А почему так?
- Я не отдыхал с ним. Если бы мы были друзьями, возможно. Я шутил: мы друг другу надоели уже в работе.
Тогда писали: "Олег Рыбачук - это человек-медиум при Ющенко. Во времена премьерства через него Виктор Андреевич контактировал с политиками и бизнесменами". Почему именно через вас?
- Иначе сказал великий американский политик: если хочешь знать о чем думает Ющенко, спроси Рыбачука. На этом формировалась внешняя политика и восприятие Виктора Андреевича. У нас был странный тандем. Я воспринимал его обязательства как свои.
Решение уйти из руководителя Секретариата президента было моим. Сойти с орбиты - это было принципиально. Мы очень мировоззренчески поговорили. Не мог работать в Администрации, которую получил после Медведчука, в таком же духе. А Ющенко - мог. С этого все началось. Мое заявление об отставке было через три месяца после того, как пришел на Банковую. Потом еще почти девять месяцев дорабатывал. У нас было принципиальное различие относительно коррупции. В то время Государственное управление делами работало, как в сказке "Кот в сапогах" - чьи поля? Карабаса Барабаса. Еду по Крыму - Карабаса Барабаса-президента. Здесь озера с форелью для Карабаса Барабаса, здесь - леса, заповедники, спиртзаводы. Главы Администрации кормились на спиртзаводах, конных заводах. Получали бонусы. Я решил это уничтожить. И мой президент стал не на мою сторону.
Ющенко был уверен, что я стану фасадом, и все останется как было. Меня эта роль не устраивала. Я шесть лет работал инспектором по борьбе с контрабандой. Очень хорошо в схемах разбирался.
Понял, президент Виктор Ющенко - человек, который не хочет менять систему. И не желающий меняться. У меня был выбор: подстраиваться под эту модель или выйти из нее. Я вышел.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рыбачук рассказал, как украинцы влияют на судьбу России и Путина
Общаетесь сейчас с Ющенко?
- Нет. После моей отставки не общаемся. Он очень обижен. Ющенко принадлежит к тем людям, которые не могут представить, что от него может кто-то уйти. В то же время считает, что все - предатели.
Кто из пяти президентов принес стране больше зла?
- Янукович. Потому что стал абсолютным злом. Он - первый президент, при котором рекой полилась украинская кровь. И до сих пор льется. Это его личная ответственность.
Янукович - первый президент Украины, который посадил за решетку своего оппонента. Он перешел несколько Рубиконов. А его патологическая любовь к деньгам, роскоши? Большего зла для страны, чем Янукович, не сделал никто. Однако мы выйдем из этой ситуации сильнее.
А кто принес больше пользы?
- Здесь сложнее. Каждому что-то можно добавить в позитив. Кучма сейчас много делает для поддержки хоть каких-то отношений с Россией.
Ющенко заставил Януковича почтить Голодомор. И вообще тему украинства поднял на высокий флаг.
Порошенко - первый глава государства, который действует в военных условиях. Это четко прозападный президент - "за неимением других путей". В публичном поведении в отношении Путина достаточно сокрушительный.
Порошенко судьба дала всего. И денег, и к деньгам. Был министром иностранных дел, знает английский. Возглавлял Министерство экономики. Создавал несколько партий, в том числе - регионов. У него больше квалификаций. И Петр Алексеевич наиболее профессионально играет роль президента. Ключевое - "играет роль". Украинцы ожидают гораздо большего от главы государства: самопожертвования, радикального желания изменить систему. Потому что Порошенко ее тоже не меняет. А хочет улучшить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Против Гонтаревой бронебойные факты, вот она и молчит - Рыбачук
Было много соблазнов на должностях?
- Понимал, что должен быть святее Папы Римского, потому что работаю с Ющенко. Когда строил дом, брал кредиты и возвращал. Все декларировал.
Всегда удивляло, почему чиновники не боятся демонстрировать богатство. В Конча-Заспе мне показали намывной остров, где жило правительство Пустовойтенко. У руководителей департаментов - пятиэтажные дома с лифтами. Моя зарплата была выше, чем у них, а я кредитов набрался. На меня смотрели, как на дикаря. А я их не понимал.
Когда поднимаешся по должностям, то имеешь много соблазнов - от квартир и дальше. Я служебных не брал, как Виталий Касько (бывший заместитель генерального прокурора Gazeta.ua). В Нацбанке стоял в очереди на четырехкомнатную. Отказался, потому что нужно было идти и с кем говорить. Нет государственной дачи. И в Крыму - тоже.
А что предлагали?
- Как-то на переговорах Дмитрий Медведев (премьер-министр России. Был главой Администрации президента Путина. - Gazeta.ua) говорит: ну вам же деньги нужны? Вы теперь власть - с "РосУкрЭнерго" (компания по перепродаже природного газа на территории Украины, а также Восточной и Центральной Европы. В 2004-2009 годах была посредником при поставках газа из России в Украину и ЕС. - Gazeta.ua) ваши 2 миллиарда в квартал . Ты - самый близкий человек к Ющенко. Просто отойди и звякни. И будем дальше разговаривать". Объяснил: если не договоримся, то газ отключат.
Реакция Ющенко меня удивила. Говорю ему: "Слушайте, Виктор Андреевич, теперь понимаю, как коррумпируют украинскую власть. Ющенко ждал, что я позвоню. А я Диме не позвонил. "Любі друзі" (фраза Виктора Ющенко, люди из его окружения. - Gazeta.ua) объяснили, что мне - политический конец.
Ющенко попросил меня договориться о гарантиях, что нас поддержат США и Запад. Я договорился не просто с послами, а с Госдепом и Евросоюзом. Мы должны были держаться, если нам отключат газ. Я уехал в командировку. Из новостей вижу - газ нам перекрыли. Тогда слышу сообщение, что в Брюсселе встречаются министры иностранных дел - как я и договорился. А дальше - компромисс, газ включили. Я приехал, звонит американский посол и говорит: "Добро пожаловать в коррупционный клуб". Я не знал, что в Карпатах встречались Фирташ, Балога, Ульянченко и брат Ющенко. Все решили.
Комментарии
1