Украинская власть не должна идти на обострение отношений с Польшей после принятия там так называемого закона о "запрете бандеровской идеологии".
Брюссель и Вашингтон будут давить на Варшаву в связи с ним. А мы можем воспользоваться действиями других не навредив себе. Об этом в комментарии Gazeta.ua рассказал дипломат Богдан Яременко.
Как вы оцениваете реакцию украинского политикума на изменения в закон о польском Институте нацпамьяти?
Она традиционно слишком эмоциональна. Украинцы в таком состоянии повышенного политического возбуждения находятся определенное время. Поэтому для украинского политикума не характерны взвешенные и спокойные попытки разобраться, подумать на несколько шагов вперед.
Польский закон вызывает обиды, эмоции, желание ответить в том же духе. Украинскую реакцию в контексте надо воспринимать - как реакцию страны, которая отражает внешнюю военную агрессию и пытается одновременно разбираться с массой внутренних политических проблем.
Как реагировать взвешенно?
Верховной Раде, МИД, президенту нужно видеть более широкую перспективу и рестроспективу. То есть понимать, как мы пришли к этому. И понимать ситуацию вне этого закона. В первую очередь, общую канву украинско-польских отношений, что в них есть ценного. Насколько этот закон препятствует реализации положительного потенциала двусторонних отношений? Насколько наша реакция может препятствовать ему?
Дальше нужно видеть еще более широкий фон - общеевропейский. Что происходит с Польшей в Европе. Надо видеть реакцию мира - Германии, США, Израиля. Скомбинировав все эти факторы и обиду патриотического украинца за закон. Но и понимание своих практических интересов. Это должно быть в основе заявлений.
По реакции парламента и МИД складывается впечатление, что наши политики, государственные институты пытаются подчеркнуть свой патриотизм, в первую очередь. Во вторую - показать эмоциональную реакцию неприятия происходящего в Польше. По этому теряются все наши практические интересы в Польше.
На Польшу будет оказываться давление и без нас. Мы просто можем воспользоваться действиями других, не навредив собственным интересам.
На Польшу будет оказываться давление и без нас. Мы просто можем воспользоваться действиями других, не навредив собственным интересам
Какие этот закон будет иметь последствия для Польши?
Из страны с имиджем истории европейского успеха она превращается в европейскую проблему. И это связано не только с Украиной. Происходят очень серьезные изменения, которые не воспринимает ЕС. Польша отдаляется от демократических ценностей. Это и вопрос свободы слова и реформа судебной системы, которая подчиняет исполнительной власти или провластной партии суды.
Этот последний закон вызвал неприятие со стороны Израиля и США. Они пока деликатно, но четко выражают свое несогласие. Значить, на Польшу будут давить, чтобы пересмотрела этот закон, изменила политику. Пока рано говорить, но идет к дипломатической блокаде даже. Если польское правительство не сможет найти выход из этой ситуации, Польша имеет шансы превратиться в европейского изгоя.
Польша имеет шансы превратиться в европейского изгоя. Идет к дипломатической блокаде
ЕС уже пытается предпринимать какие-то санкции. Начинает рассматривать вопрос лишения Польши голоса в европейских институтах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: США отреагировали на подписание Дудой "антибандеровского закона"
Как закон скажется на украинцах, которые учатся, работают или путешествуют в Польше?
Если избегать политических тем, им ничего не будет угрожать. Если же они едут в политических целях - для диалога или манифестации, демонстрировать свою позицию относительно Второй мировой войны, украинско-польских проблем, такие люди могут подвергаться давлению со стороны уже не общественного мнения и своих оппонентов, а государственной машины, суда.
Поэтому общение, особенно с незнакомцами или людьми с противоположным мнением, даже если ваши взгляды аргументированны и подтверждены историческими фактами и документами, может быть для украинцев угрожающим.
А что касается украинских деятелей, исследующих болезненные страницы украинско-польских отношений - писателей, историков?
Публичные высказывания идей, которые идут вразрез принятым законам, грозят даже тюремным заключением. Очевидно, подобные исследования не будут публиковать в Польше. И даже продолжение этой дискуссии в Украине, боюсь, могут использовать, чтобы запретить въезд ее участников.
Как страна Шенгенской зоны Польша может повлиять на действия других стран ЕС в отношении нарушителей закона?
Она может делать международные запросы на преследование тех, кого подозревает в преступлениях. Шенгенская зона существует как единное миграционное пространство, где действует общий "черный список". Польша может этим давить на нас. И она это уже делает. Нескольким украинским деятелям отменяли визы, разрешения на пребывание в Польше и вносили их в черные списки Шенгенского пространства.
Но это вряд продлится долго. Когда подобные действия повторятся несколько раз, Украина сможет поставить вопрос перед Еврокомиссией, в целом ЕС о том, что такой практики Польше надо положить конец. Там такие ее действия не приветствуют.
Этот закон выгоден для РФ?
Понятно, что с украинско-польских распрей русские радуются. Им нужен любой негатив в отношении Украины. А здесь упоминание преступления, мифических украинских националистов, бандеровской идеологии. Никто не знает, что это такое, но это нарратив советской КГБ-шной школы, русской современной. Тем более что в Украине есть определенные достижения в описании России как страны-агрессора, нарушителя международного права. Обычно им выгодно, если не их руками с Украиной расправляются в имиджевом плане. А значит - уменьшается наша возможность распространять свою информационную кампанию, подрывается к ней доверие.
Что выигрывают поляки?
Ничего. Этот закон радует национальную спесь. Не достоинство, а именно спесь. Знаете, как в детском саду дети сделают что-то, а дальше придумывают правило, запрещающее делать то же против них. Говорят: "я в домике, меня нельзя трогать". Поляки "в домике". Они сказали, что история выглядит только так. Кто думает иначе - посадим в тюрьму.
Это порадует гордость тем, кто живет в иллюзии теории о "превосходстве" поляков, лучшести за украинца или любого другого. Но в плане материальном, прагматическом, с точки зрения и улучшения благосостояния поляков, гуманистического, политического и так далее - это шаг назад.
Этот закон радует национальную спесь. Не достоинство, а именно спесь
Чем закончится вся эта история?
- Как такового окончания не будет. К сожалению, пока существуют национальные государства, у политиков будет соблазн использовать национальный вопрос для консолидации своего электората. Не для объединения нации вокруг практических перспективных идей, развития, а только чтобы набрать политической поддержки для выборов. Такая угроза есть везде, и в Украине.
Многое будет зависеть от электорального цикла. Насколько "Право и справедливость" (партия власти - ред.) "Кукисты" (польский националистическая партия, - ред.) Будут получать поддержку в польском обществе. Если будут выигрывать дальше, за чем же отказываться от таких эффективных политических ходов? Будет зависеть и от реакции мирового сообщества. Чем острее она будет, тем больше поводов у поляков задуматься, что они делают не так.
В ближайшей перспективе что-то серьезно не изменится. Пока поляки настроены продолжать, это очевидно.
Поляки настроены продолжать, это очевидно
Президент Польши Анджей Дуда 6 февраля подписал закон о запрете пропаганды "идеологии украинских националистов". Его официальное название - "Об Институте национальной памяти". Документ значительно расширяет полномочия этого учреждения по делам, которые в Польше называют "преступлениями против польского народа и его доброго имени". Закон вводит штраф и тюремное заключение сроком до трех лет за "отрицание преступлений украинских националистов". А также запрещает говорить о злодеяниях польского населения в период Второй мировой войны.
Нормы закона прописаны нечетко. Непонятно, что имеется в виду под преступлениями украинских националистов. Это создает пространство для злоупотребления, говорит директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. На украицев смогут открывать уголовные дела даже за сказанное ими в Украине, а не в Польше. Возможны преследования за научные исследования, доказательства, что польско-украинский конфликт в годы Второй мировой войны не был геноцидом поляков.
После подписания Дуда передал закон в Конституционный суд.
Комментарии