Ексклюзивы
воскресенье, 14 апреля 2024 11:45

Парламентский кризис – неудачный результат собственной селекции

Парламентский кризис – неудачный результат собственной селекции
Telegram: Верховна Рада України

Верховная Рада оказалась на пороге кризиса. Причина упадка духа в парламенте не одна. Они обсуждаются и политическими экспертами, и депутатами, и в кругах узнаваемых украинцев.

С начала нынешнего года проблемы в украинском парламенте начали активнее выходить наружу. Чуть ли не набатом прозвучало заявление главы президентской фракции Давида Арахамии о желании 17 депутатов выйти из "Слуг народа".
Поэтому, чтобы не потерять монобольшинство, избавится от мандатов в СН разрешили только по медицинским причинам. Но народные депутаты не растерялись: часть просто перестала приходить на заседание.
"Слуги народа" часто не могут набрать необходимое количество голосов без эксОПЗЖ и других миноритарных депутатских групп.
Голосов для поддержки даже супернасущных законопроектов становится все меньше, а заседания Совета иногда просто упраздняются.

Уже не столь мощным в Раде является турборежим. Некому удерживать провластную фракцию от разборки на олигархические запчасти.

Игнорирование Банковой проблем в президентской фракции может парализовать работу парламента в воюющей стране.
В то же время именно Банковая, гуляя и играя в родителей нации, прогресс и украинскую демократию, подмяла под себя парламент.

Так, может, так и было задумано? И никакой это не кризис, а спланированная художественная "лепка горбатого"?


Разумков Зе-преткновение

Многие эксперты утверждают, что кризис ВРУ начал нарастать с момента полномасштабного вторжения.
На самом же деле это уже было следствием, четко проявившим верхушку айсберга.
А совокупность факторов, так или иначе создавших негативную тенденцию, стартовала, когда в 2021 году с должности спикера парламента был уволен Дмитрий Разумков.

Он стал опасен для нового гаранта Конституции. Ведь о политтехнологе Дмитрии Разумкове уже через год начала каденции Зеленского начали говорить, как о вероятном следующем президенте Украины.
И именно в 2021 году, когда у Зеленского начал колебаться рейтинг, Разумкова называли новым запасным вариантом олигархов.
Следует признать, его финальное, в статусе спикера, выступление в парламенте было достойным и претендовало на программное: Разумков заявил о президентских амбициях.
Напомним, он получил хорошую школу в команде Сергея Тигипко. Образованный, умеющий анализировать и предвидеть, уважает законы. В то же время, его поведение в качестве председателя ВР высказывало, что он выстраивает свою позицию и пытается формировать собственную повестку дня.

Политические ставки без сдержек и противовесов

Фактически, меняя спикера, который покидал простор для дискуссий другим оппозиционным фракциям и группам, пропрезидентская команда полностью замкнула цикл существования нынешнего состава Верховной рады на собственных рейтинговых мощностях.
И что показало настоящее? В состоянии падения рейтингов – организовывать результативные голосования стало все труднее. К тому же любые политические мосты с широким кругом возможных союзников в нынешнем составе парламента сожжены. Кроме бывшего ОПЗЖ и нескольких депутатских групп в ситуативных голосованиях.
Отставка Дмитрия Разумкова с должности главы украинского парламента стала одним из толчков раскола в популистской команде. С другой стороны, власти продемонстрировали, что демократия, плюрализм – это игры для наивных.
В парламенте действительно есть депутаты, ориентированные на Разумкова. Либо в силу личных контактов, либо просто уважают его и полагают, что он оптимально уравновешивал "Зе!". Правда, эти люди давно застряли в параллельных мотивационных историях. И это их слабые места, на которые при необходимости власти все нажимают. Но сейчас и это начинает слабее работать.
Поэтому Дмитрий Разумков создал неплохой политический капитал, благодаря должности спикера. Он не запятнал себя скандалами, держал четкую линию и пытался быть равноудаленным от политических сил. И ему это удавалось.
История повторяется, как и с отцом Дмитрия Разумкова – Александром, который в свое время был первым помощником президента Леонида Кучмы. Последний так же отодвинул Александра Разумкова от себя, потому что он стал не удобным, начал говорить неприятные слуху экспрезидента, но правдивые вещи. С Зеленским та же Кучмина беда: он не хочет слышать мнение, которое не совпадает с его собственным.
Быть членом команды Владимира Зеленского значит не иметь возможности возразить, сказать нет. Президент отстранил Разумкова от должности главы ВР, потому что он был последним предохранителем удержания Зеленского от еще больших ошибок. Пока таких предохранителей нет и сегодня всю ответственность за страну несет Зеленский. А в хаосе войны это поле деятельности не очень хорошо и не всем просматривается.
После отстранения от должности спикера Дмитрия Разумкова украинский парламент окончательно перешел в ручной режим управления ОПУ

Ступень вверх, ведущая вниз

Что же произошло после начала полномасштабного вторжения? Почему усугубился кризис? Кажется, когда орки хозяйничали в пригороде Киева, а по столице парили замаскированные диверсионно-разведывательные группы московитов, Совет работал максимально эффективно.


"В начале полномасштабного вторжения возникла такая негласная договоренность: все работаем на государство, на нашу победу, – рассказал журналистам народный депутат Украины Дмитрий Разумков. — Однако власти нарушили эту договоренность. Это произошло фактически сразу после того, как врага оттеснили от Киева. Тогда этот кризис получил новое развитие. Начали появляться законопроекты, содержащие коррупционную составляющую и направленные не в пользу государства, а на нужду ОП".

Все решения принимаются на Банковой и направляются в ВР как в нотариальную контору, чтобы поставить печать


Действительно, "слуги народа", комментируя ситуацию в Раде, жалуются, что фактически только они выполняют волю Офиса президента. Это видят и депутаты из других фракций.
"Кризис связан с тем, что парламент потерял субъектность. Все решения принимаются на Банковой и направляются в ВР как в нотариальную контору, чтобы поставить печать. Это не мотивирует депутатов", — объясняет парламентарий от фракции "Европейская солидарность" Алексей Гончаренко.
Многие депутаты утверждают, что не желают работать кнопками для принятия необходимых ОП законопроектов. Особенно когда с Банковой спускаются законопроекты, несущие негатив для государства, а заодно и политический негатив для народных депутатов.

Не "моно" в цифрах


Как известно, для принятия закона в Украине необходимо набрать более 226 голосов. В начале работы девятого созыва Верховной Рады во фракции "Слуга народа" насчитывалось 254 народных депутата, что позволяло им собственными силами голосовать за необходимые им законы без формирования коалиции с другими фракциями. Собственно, и аргументы "за" и "против" вообще не учитывались.
К концу марта 2024 года в президентскую фракцию входят 235 депутатов. Это сейчас теоретически позволяет ему оставаться монобольшинством. Однако на практике только голосами СН законы принимаются крайне редко.


По данным аналитического центра движения "Честно", в течение 2022–2023 годов монобольшинство самостоятельно обеспечило 226 и более голосов только во время 17 голосований из почти 5200. Львиная доля из них состоялась накануне полномасштабного вторжения — в феврале 2022 года.

"Фактически монобольшинства нет уже давно. Мы не видели от "Слуг" 226 голосов минимум полгода. Голоса собираются благодаря группам депутатов из бывшей ОПЗЖ плюс "Доверие" и иногда "За будущее"", — говорит Разумков.
Так что так называемая коалиция, к которой Алексей Гончаренко добавляет еще часть фракции "Голос", разваливается.
Народный депутат от партии "Голос" Ярослав Железняк говорит, что действующий состав ВРУ самый слабый по влиянию за все время существования украинского парламентаризма. Мол, его провластное большинство совершенно осознанно передало почти все свои рычаги влияния Офису Президента.

"Передача влияния была добровольной. О том, как Рада четыре года теряла субъектность, написано сотни статей, поэтому просто отмечу, что сейчас парламент это место без публичного освещения работы; где не принимают стратегические политические решения; где не составляют собственной повестки дня, это делают вне его стен — в ОП. Кстати, решение, проводить заседание или нет, тоже принимают в ОП; где роль депутата по влиянию и возможности что-то изменить значительно меньше среднестатистического советника ОП, - возмущается Ярослав Железняк. – Этот перечень можно продолжать еще долго, но думаю, в общем, статус понятен. Именно поэтому за более чем два года большой войны в зале почти не видели премьера. Глава СБУ может не явиться для доклада, даже если есть решение о вызове в Раду. А когда подотчетное правительство может своим решением незаконно ограничить передвижение депутатов. И все это стало нормой. Подчеркиваю – добровольной".

Не повезло депутатам с народом

Существует еще один фактор демарша депутатов – личный.

Парламентарии демотивированы и оскорблены Офисом президента, а также недовольны ограничениями на поездки за границу. Кое-где это становится причиной того, что они не хотят ходить на заседание парламента и голосовать за важные законы.
Итак, после выборов 2019 года изменилось само понимание того, что значит быть парламентарием.
С тех пор отменили депутатскую неприкосновенность, а требования к финансовому мониторингу и отчетности депутатов и членов их семей ужесточились.
Кроме того, на заседание парламента перестали пускать журналистов, присутствие которых ранее "держало депутатов в тонусе" и стимулировало их посещать заседания и работать.

Однако председатель Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики, депутат "Слуги народа" Никита Потураев имеет совсем другое мнение. Он считает главной причиной неучастия некоторых своих коллег в активной деятельности парламента – негативное общественное мнение по поводу ВРУ.
"Я понимаю, что в каждой стране люди не любят парламенты, – сказал Потураев. – Но после голосования за исторически важные законы для национальной безопасности, обороны и европейской интеграции "ты не чувствуешь поддержки со стороны СМИ, не чувствуешь поддержки со стороны населения. Что они должны чувствовать депутаты, когда читают о себе, что все коррумпированные подонки?".

Согласно опросу КМИС, парламенту доверяют только 15% украинцев. Это самый низкий показатель среди всех органов государственной власти. Еще в прошлом году уровень доверия составил 35%.

Что было, что будет, чем успокоится сердце?

Итак, сейчас, по заверению народных депутатов, возможность собрать голоса в Офисе президента есть.

Есть еще резервы в виде депутатских групп мажоритарщиков, которые могут при необходимости проголосовать. Но и это уже не очень хорошо работает. Но, как говорят оппозиционные нардепы, ОП пока не испытывает дискомфорт от этого.

"То, что им важно проходит. И они считают, что в любой момент могут добавить голоса", — говорит Алексей Гончаренко.
Так что голоса в поддержку важных для страны законопроектов всегда будут благодаря голосованию оппозиции. Поэтому работа парламента продолжится.
Оснований для роспуска Верховной рады тоже пока нет, ведь де-юре "монобольшинство" до сих пор сохраняется. И даже если он распадется, у Верховной Рады будет 30 дней для формирования коалиции. И пока в парламенте остается не менее 300 депутатов, она тоже остается легитимной. Пока же зафиксировано рекордно низкое количество депутатов — 401 из 450.

Задача "собрать депутатов вместе" ложится на плечи руководителей фракций и партий, ведь законодательных механизмов для решения такой проблемы нет

Также ни очередных, ни внеочередных выборов в Верховную Раду во время военного положения быть не может.
Поэтому парламент должен работать, хочет он того или нет. Задача "собрать депутатов вместе" ложится на плечи руководителей фракций и партий, ведь законодательных механизмов для решения такой проблемы нет. В то же время разрушительный процесс внутри президентской фракции уже начался.

Судьба действующего ВРУ со сладко услужливым спикером Русланом Стефанчуком — это история унизительная для абсолютно всех, кроме стаи случайных людей, которые берут деньги за роботизированное голосование.
Вероятно, "Слуге народа" придется включать новые проблемы. Если, конечно, действующий спикер Стефанчук еще на что-то надеется на этом этапе. И если ОП благословит.
Например, организовать новое образование – новую коалицию.
В то же время процесс создания новой коалиции, по объяснениям юристов, может быть реализован, когда "монобольшинство" уже не будет иметь численное преимущество. Для этого из фракции должно выйти еще 10 депутатов.
Для нас важно, чтобы ситуация, в случае негативного для "Слуг народа" развития, не навредила стране.

Однако создание новой коалиции по факту может быть просто художественным свистом. Потому что обновленная коалиция вынуждена будет вернуть президента вместе с его Офисом в правовые рамки. Но Верховному главнокомандующему так понравилось самоорганизованное Гуляй-поле, где местами его отец – Ермак, местами он сам, а иногда даже Махно.
Так бывает разгуляется, правда словами… Времена такие. Наибольшей лжи.

Сейчас вы читаете новость «Парламентский кризис – неудачный результат собственной селекции». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть