Украинские санкции, примененные СНБО против лиц и компаний, критикуют по двум причинам. С одной стороны, в них не включают тех, кто этого заслуживает, а с другой, в списках подсанкционных находятся ошибочно включенные, которые оспаривают соответствующие указы президента и обращаются с исками в международные суды. Необоснованность санкций, между тем, – очень серьезная проблема, которая может стоить Украине значительных имиджевых потерь и реальных миллиардов. Об этом после прецедента с предпринимателем Владимиром Крупчаком дискутируют уже на уровне Верховной Рады Украины.
Как известно, Офис генпрокурора признал отсутствие у Крупчака российского гражданства. Но ОГП тщательно проверил сведения о гражданстве и паспортах указанного лица только после того, как санкции на бизнесмена уже наложили.
В Верховной Раде поэтому не исключают вероятность умышленного давления со стороны правоохранителей – путем введения необоснованных санкций – на публичных лиц и их бизнес. Тем более, что в случае с Крупчаком речь идет о ряде привлекательных активов, которые работают в Украине и связывают с его австрийским холдингом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В ЕС задержка с новыми санкциями против России: Боррель объяснил причину
"Если Офис генпрокурора опроверг (российское гражданство Крупчака) – значит, есть основания, что решение (о санкциях) было принято незаконно. Значит, должна быть тщательная проверка и виновные должны быть привлечены к ответственности, и об этом должно стать известно публично. Ибо в противном случае это – правовой нигилизм. И очень досадно, что во время войны у нас такие факты имеют место. Ведь это может быть злоупотребление правоохранителей с целью давления на бизнес", – отметил нардеп Михаил Цимбалюк.
Сообщество ЕС, которое высоко ценит верховенство права и неприкосновенность частной собственности, никогда не будет с пониманием относиться к необоснованно примененным санкциям. Поэтому большинство подсанкционных в Украине бизнесменов оспаривают решения СНБО именно в европейских судах. В случае же выигрыша, наше государство может понести миллиардный ущерб, потому что вынуждено будет компенсировать истцам нанесенные санкциями экономические потери.
На Банковой это понимают: указами президента Владимира Зеленского из списков антироссийских санкций уже исключены по меньшей мере 23 компании и три персоны. Однако процесс этот максимально "закрыт". Общество не извещают о том, каков механизм отбора кандидатов на исключение и кто же наказан за неправомерное наложение санкций на этих персон и юрлиц.
В комитете ВРУ по обороне и нацбезопасности соглашаются, что механизм снятия санкций должен быть прозрачным, а ситуацию с Крупчаком обещают взять под контроль.
"Да, конечно, наш комитет готов заслушать этот вопрос (о Крупчаке и отсутствии у него российского гражданства,– ред). При наличии соответствующего обращения, заслушаем все стороны", – сказал нардеп Геннадий Касай.
Руководитель НАПК Александр Новиков обвинил заместителя главы ОП Андрея Смирнова в торможении процесса введения санкций. В ответ Смирнов обвинил НАПК в пиаре на санкционном вопросе. Заместитель главы ОП при этом признал, что санкционные документы требуют очень тщательных проверок из-за наличия в них ошибок и неточностей о подсанкционных лицах.
Комментарии