
Сирия готовится к выборам правительства, запланированным в начале марта. Это объявил министр иностранных дел временного правительства, сформированного группировкой Хайят Тахрир аш-Шам" (ХТШ). Его лидер Ахмад аш-Шараа является временным президентом и призывает к единству в стране, которая после свержения режима Башара Асада переживает внутренние противоречия.
Поэтому Конференция национального диалога, состоявшаяся 26 февраля в президентском дворце, должна была ознаменовать переход от послевоенного к мирному существованию Сирии. Очевидно, тестировался принципиально новый формат, когда широкие слои общества вовлечены в процесс построения новой системы власти.
В теории замысел хорош, а что получилось на практике?
Кто сейчас во дворце
В Дамаске 26 февраля собралось более 600 делегатов, чтобы сформировать рабочие группы по шести направлениям: основы новой Конституции, переходное правосудие, экономическая реформа, общественные и личные свободы (права человека), территориальная целостность Сирии.
Сам факт собрания представителей разных слоев населения в президентском дворце вдохновил старшего политического советника сирийской правозащитной группы Citizens for Secure America (C4SSA) Мохаммеда Алаа Ганема на оптимистические ожидания. "Я увидел мужчин и женщин, молодых и старых, людей из разных слоев, разных религий". Однако он должен признать, что присутствовали не все, кто должен принимать участие в таком мероприятии.
Остались за бортом
Во Дворце народов (так теперь называют Президентский дворец) не было представителей ни одной из многочисленных курдских группировок. Большинство курдов имеют претензии к организаторам.
"Отсутствие прозрачности в критериях отбора участников и понимания того, приглашенные представляют себя или организации", - посетовал DW исполнительный директор британской организации Madinya, выступающей за гражданское общество Серии, Савсан Абу Зайнедин.
Представители некоторых курдских группировок сетовали на малые сроки, неопределенность формата и повестки дня мероприятия в приглашении. Некоторые курды проигнорировали Конференцию в знак протеста - группировки контролируют территории на северо-востоке страны.
Временный президент Ахмад аш-Шараа до сих пор не конкретизировал свою позицию по курдам, тогда как некоторые соседние страны, такие как Турция, в любой момент готовы начать боевые действия против них. Поэтому возникает проблема: если курды сохраняют контроль над некоторыми территориями Сирии, готовы ли они сотрудничать с новой властью страны?
Теоретически, инициатором Конференции в том числе и широкого национального диалога является временный президент, и этот шаг логичен для страны, оказавшейся на грани внутреннего конфликта. Впрочем, неопределенность с курдами плюс недостатки организации не позволили получить максимальный результат.
Антитезис и результат
Конференция по итогам своей работы приняла Всеобъемлющее заявление. В документе определены главные принципы постконфликтного развития Сирии. Участники подтвердили территориальную целостность страны, осудили военное присутствие Израиля и потребовали "немедленного и безусловного" вывода войск.
Также в Заявлении зафиксирован принцип равенства, отказ от дискриминации по какому-либо признаку, ускорение формирования законодательной власти и временной конституции как необходимых составляющих перехода к мирной жизни. Документ содержит призыв к мировому сообществу отменить санкции, которые после падения режима Асада являются существенным бременем для Сирии.
Формально инициатором конференции является временный президент. Очевидно, сказалось многолетнее оппозиционно-боевое прошлое нынешнего кормчего Сирии. Поскольку ХТШ пришло к власти на антитезе авторитарного режима, то теперь следует придерживаться высоких стандартов демократии и широкого общественного представительства. Для этого угрожаемость может не хватать опыта.
Интересно, что значимость Конференции будет зависеть от того, будут ли воплощены в документах рекомендации рабочих групп. По крайней мере, этого ждут делегаты. "Если нет, это было просто шоу", – отметил правозащитник Мохаммед Ганем. Национальный диалог должен быть значительно более продолжительным и широким, более инклюзивным, отметил директор правозащитной группы "Сирийская ассоциация за достоинство граждан" Лабиб аль-Наххас.
Внешние связи
Возможно, свою роль сыграло и то, что именно 26 февраля временный президент Сирии аль-Шара встречался с королем Иордании Абдаллой II. С Абдаллой сирийский руководитель договорился о совместной работе по защите общей границы от незаконной поставки оружия и наркотиков. Интересно, что король Иордании также осудил, как и участники Конференции, Израиль, но за удары по югу Дамаска. И отметил важность Конференции.
За курдов, которых не пригласили или не доехали до Дамаска на Конференцию, обиделся Иран. Заместитель министра иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде напомнил о решающем вкладе иранской стороны в разгром ИГИЛ в Сирии. Поэтому, по его мнению, действующая власть Сирии должна уважать свое обещание инклюзивного правительства.
Что для Украины
В отличие от Сирии, у нас внешняя агрессия, поэтому на первый взгляд параллели не имеют смысла. В то же время, США настаивают на выборах как на инструменте укрепления единства украинского общества. Официальный Киев может инициировать широкий диалог, как в Сирии, например для рассмотрения инициатив для послевоенного восстановления страны.
Впрочем, успех попытки новой власти Сирии показать пример действенной демократии может повлиять на аналогичные предложения в Украине. Ни одна из заинтересованных сторон мирного процесса по нашей стране не выдвигает таких инициатив. С другой стороны, Сирия после Асада остается существенным геополитическим противовесом ряду авторитарных режимов. Украина также является противовесом авторитарной России на европейском континенте. В этом смысле важна позиция стран-соседок. Временный сирийский президент посетил Турцию, Саудовскую Аравию и Иорданию, заботясь о нерушимости границ. Украина возлагается на ВСУ и помощь союзников. А это значит, что демократия в одной стране не может существовать обособленно, для ее сохранения и развития чрезвычайно важна партнерская поддержка. И, не исключено, что это и есть шаг к принципиально новой геополитической модели демократического содружества.
Комментарии