В Киево-Могилянской академии состоялся круглый стол на тему "Опыт Литвы в преодолении последствий тоталитаризма". Его организовал Центр исследований освободительного движения совместно со Школой политической аналитики НаУКМА. Как заявил руководитель Центра Владимир Вятрович, это было первое мероприятие, которое должно помочь ознакомиться с опытом "десоветизации" стран-соседей. На очереди - Польша, Словакия, Венгрия и другие страны Восточной Европы.
Литву представляли посол этой страны в Украине Пятрас Вайтекунас, исполнительный директор Комиссии преступлений советского и нацистского оккупационных режимов Рональдас Рачинскас, депутат Сейма Далия Куодите и представитель Центра исследований геноцида и резистанса жителей Литвы Рута Тримонене.
Они рассказали об истории советской оккупации Литвы и последующих событиях после восстановления литовской независимости в 1991 году. По словам госпожи Куодите, литовское отделение КГБ было полностью реформировано. Новая служба безопасности получила полный доступ к советским архивам и открыла их для ознакомления общественности.
"Но тогда люстрацию провести не успели. После победы на выборах Альгирдаса Бразаускаса, бывшего коммуниста, вопрос о ней не поднимали вплоть до 1998 года. А после прихода право-центристов приняли два закона - о проверке кадровых сотрудников КГБ и о секретных агентах. Люди должны либо сами признать то, что сотрудничали с КГБ, и тогда даже могли занимать государственные должности, либо же об этом все равно узнавали и должны были сразу объявлять. Но люстрации мы так полностью и не осуществили. Из-за уничтоженных архивов. До 1991 года на протяжении двух лет дела вывозили в Россию или сжигали, из них вырезали имена и прозвища агентов. Остались лишь отдельные упоминания", - рассказала она.
Вместе с тем, проблем "десоветизации" названий улиц или памятников режима в Литве почти не было. Сразу после восстановления независимости местные власти уничтожили большинство памятников деятелям СССР и переименовали топонимику, рассказывает Рута Тримонене: "С 1997 года до сегодня установлен 291 знак памяти, сооружаются памятники жертвам советского террора, партизанскому и диссидентскому движениям. Не только на территории Литвы, но и вне ее. Восстанавливают и досоветские достопримечательности. Организации ездят местами депортаций литовцев в Сибирь, восстанавливают захоронения, общаются с потомками. Это хорошо воспитывает молодое поколение и дает ощущение приключения. Все реализует государство совместно с организациями литовцев в Литве и других странах".
Среди тех, кто рассказывал об украинской ситуации, были Владимир Вятрович, Алексей Гарань, историк Иван Патриляк и Вахтанг Кипиани, директор музея "Тюрьма на Лонцкого" Руслан Забилый. Исследователи отметили, что даже Институт национальной памяти, созданный после помаранчевой революции, сейчас существует только формально. Единственным весомым достижением "эпохи Ющенко" признали обстоятельную информацию и освещение темы Голодомора и издание книги памяти. Остальное в общественной жизни Украины до сих пор является специфической смесью советской и украинской ментальности, говорит Руслан Забилый.
"Возьмем, например, праздники. Праздником является 6 декабря - День украинской армии, 23 февраля - День защитника отечества, а по сути, советской армии, и 14 октября - Покрова, День украинского казачества и УПА. Два первых являются государственными. Причем, люди, привыкшие к СССР, органичнее воспринимают первый и чуть ли не игнорируют второй. Так и с Днем матери и 8 марта. Это такое сочетание несочетаемых вещей", - отметил Забилый.
Участники круглого стола также обменялись предложениями, как улучшить процесс возрождения исторической памяти в Украине и использовать литовский опыт.
Комментарии
7