Ексклюзивы
пятница, 01 октября 2010 16:49

Эксперты предупредили Януковича о рисках отмены политреформы

Эксперты предупредили Януковича о рисках отмены политреформы
Конституционный суд Украины признал неконституционным закон 2222-IV о внесении изменений в Конституцию, принятый в 2004 году во время событий Оранжевой революции. Такое решение мотивировано нарушением процедуры рассмотрения закона.

Что означает это решение КС и которые могут быть его последствия? Gazeta.ua обратилась к экспертам с просьбой высказать свои мысли.

Виктор Небоженко, руководитель социологической службы "Украинский барометр":

- Это очень сильное решение Конституционного суда, которое намного превышает его полномочия. Оно ведет к политической дестабилизации в стране. Я понимаю донецких политиков, которые проверяют общество и Верховную Раду: согласятся ли они с этим решением. Если нет, тогда это дело передается в парламент. В любом случае КС явно, в бескрайнюю расширил конституционное поле Украины. Теперь надо пересматривать все законы, постановления, указы, принятые с 2004 по 2010 годы. Даже в африканских странах так не делают.

КС мог дать свою интерпретацию относительно принятия закона 2222-IV и высказать рекомендации Верховной Раде по устранению нарушений. Но он не может заменять парламент и отменять Конституцию 2004 года. Получается, что у нас высшим органом власти стала Администрация президента, которая заказывает решения Конституционного суда. А Верховная Рада превращается в исполнительный орган, что недопустимо. Это не ошибка, а сознательно попытка, действуя быстро и решительно, малой кровью провести большую работу по конституционной реформе.

Думаю, парламентарии опомнятся, и в Верховной Раде начнется тихий саботаж. Ибо они не могут просто так признать решение КС. Ведь роль парламента значительно уменьшается, он фактически превращается в филиал Администрации президента. Помимо того резко и совершенно неожиданно вырастает значимость Конституционного суда. Он может принять любое решение в пользу одной партии. Изменять и совершенствовать Конституцию нужно, но только законно, через Верховную Раду с соблюдением процедурных норм. А Конституционный суд призван только толковать Основной Закон, а не менять его. Он может требовать от парламента рассмотреть вопрос, а не решать это за него.

Михаил Погребинский, директор Киевского института конфликтологии и политических исследований:

- Формально все правильно, а по сути - издевательство. Мы вернулись в политическую систему времен Леонида Кучмы. Следовательно полномочия чрезвычайно велики. Вопрос лишь в том, как он ими воспользуется. В отличие от Кучмы, который был арбитром различных олигархических групп, Янукович сам является представителем одной из них. Такой монополизации власти в Украине еще никогда не было за время независимости.
Дальнейшие события будут зависеть от главы государства. Нужно вносить через парламент изменения в законодательные акты. Понятно, что они будут менять только то, что им нужно. А что неинтересно - оставят на потом.

Особенно обидно, что теперь власть не ограничена оппозицией. Политической фактически нет, а интеллектуальная оппозиция занимается только тем, как не допустить принятия нового закона о языках. Это признак маргинальности наших оппозиционеров - нежелание быть частью европейского пространства. Переход к другой политической системе им неинтересен. Несколько интеллектуалов то пытаются сказать, но настоящего сопротивления узурпации власти нет. Потому оппозиция мало чем отличается от власти. Тимошенко на месте Януковича действовала бы так же. А у общества еще слабый государственный иммунитет против использования инструментов власти политиками.

Конституция 1996 года не предусматривала коалицию большинства, поэтому для президента ее уже нет. Он может уволить премьера и внести в парламент свою кандидатуру. Те 250 народных депутатов, которые готовили представление в КС, сработали даже против собственных интересов. Хотя, если бы у коммунистов и "литвиновцев" была какая-то корпоративная ответственность, они на это не пошли бы. Говоря русским языком, "жалкие, ничтожны люди".

Янукович сам себе усложнил жизнь на будущее. Его убедили, что это для него лучше и он будет спокойно править 10 лет. Ничего такого не будет. В действительности самим фактом получения такого объема полномочий он настраивает против себя не только оппозицию, но и членов своей команды. При первой же возможности они поставят ему подножку. Все будут ждать, когда он оступится. И тогда возникнет какая-то история типа Гонгадзе, станет началом конца его политической карьеры.

Дмитрий Выдрин, заместитель главы Администрации президента:

- Юридически мы возвращаемся к той Конституции, которая европейскими экспертами была признана самой демократичной в мире. Отныне для команды президента усилилось поле для проведения определенных политических действий - как положительных, так и отрицательных. Когда они воспользуются этим - на благо или во вред страны - другое дело. Я исхожу из презумпции добрых действий. Считаю, что Янукович использует усиления своих полномочий с пользой для государства.

Владимир Фесенко, директор Киевского института проблем управления имени Горшенина:

- Это означает легализацию тех политических трансформаций, которые произошли еще полгода назад. То есть, возвращение к президентско-парламентской форме правления. Фактически по новым правилам мы живем с весны, так как президент контролирует все ветви власти. Поэтому юридическое оформление ситуации не имеет большого значения. Разве что президенту теперь не надо заморачиваться, чтобы уволить какого-то министра или даже премьера. Он может это сделать собственным указом. Исполнительные органы и правительство и так ему подконтрольны, но теперь его влияние возрастет еще больше.

Нынешнее решение КС не стало какой-то сенсацией. Когда поменяли треть его состава, он стал полностью подконтролен президенту. Одним из главных последствий может быть проведение парламентских выборов 2011 года, поскольку срок полномочий Верховной Рады уменьшается с 5 до 4 лет. Сейчас народные депутаты или будут готовиться к новым выборам, или думать, чтобы как-то продлить срок своих полномочий. Планы такие есть.

Никаких кардинальных изменений в политике не произойдет. Главный вопрос решен. Парламент в подвешенном состоянии, депутатов будут заставлять на новые изменения в Конституцию в пакете с пролонгацией полномочий ВР. Судьбу новых парламентских выборов решат местные. Если Партия регионов увидит, что она контролирует избирательный процесс, то пойдет на них. Если же будут проблемы, то отложат их на несколько лет, чтобы укрепить свои позиции.

Игорь Колиушко, руководитель Центра политико-правовых реформ:

- Это значит, что Конституционный суд изменил Конституцию. Мне непонятно, на какой правовой основе он это делал? Он имел только констатировать, что было нарушение процедуры. Но поскольку Конституция в редакции 2004 года вступила в силу и сам КС в своей деятельности руководствовался ею, его решение абсолютно нелогично.

Сейчас понятие коалиции исчезает, полномочия парламента существенно сужаются. Он только дает согласие на назначение премьер-министра. Все остальные кадровые вопросы по правительству решает президент. Если бы у нас был мудрый парламент, он должен сейчас немедленно подготовить закон о внесении изменений в Конституцию, принять его и расставить все на свои места. Потому возникает правовая коллизия: парламент и президент избраны по другой Конституции. Когда принимаются изменения, в переходных положениях эти вещи регулируются: продолжают ли органы власти исполнять свои полномочия или назначаются досрочные выборы. Требовать перевыборы лишь из-за изменений полномочий тоже будет перегибом.
Сейчас вы читаете новость «Эксперты предупредили Януковича о рисках отмены политреформы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

7

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть