Ексклюзивы
вторник, 21 мая 2024 19:30

Эксминистр Кубраков – разозлить не рядового Ермака

Эксминистр Кубраков – разозлить не рядового Ермака
фото Андрія Єрмака у Telegram

В высших эшелонах власти продолжается эпопея увольнений и назначений в руководящем составе министерства развития громад, территорий и инфраструктуры. На днях Кабинет министров Украины вслед за Александром Кубраковым уволил трех его заместителей. Свои полномочия прекратили Александра Азархина, Юрий Васьков и Анна Юрченко.

Снова развести?

Временно исполнять обязанности главы мининфраструктуры будет Василий Шкуратов. С августа 2021 г. он был первым заместителем министра инфраструктуры Украины. До этого Шкуратов работал в компаниях "Укргидроэнерго" и "Укрфинжилье".

Стоит отметить, что недавно в парламенте прошло заседание крупной фракции "Слуга народа", где приняли решение о разделе министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины на два. Это создало определенную интригу в отношении Александра Кубракова, СМИ сообщили, что Министерство инфраструктуры может снова возглавить именно он, а в отношении того, кто возглавит Министерство развития общин и территорий (которое будет отвечать за региональную политику), еще не определились. Вероятно, им может стать нынешний министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин.

Напомним, парламент, выполняя волю Банковой, отправил в отставку вице-премьер-министра по восстановлению – министра развития громад, территорий и инфраструктуры Украины Александра Кубракова, не обнародовав никаких претензий. Также накануне увольнения не было никакого прямого личного разговора Кубракова ни с президентом Зеленским, ни с главой ОПУ Ермаком. Обошлись наездами в близких к офису президента ТГ-каналах.

Это увольнение интересно с точки зрения разбора составляющих мотивов, которыми руководствуются те, кто принимает государственные решения в разгар войны.

Ведь во время войны контуры всего грязного становятся более четкими, названия более конкретными, угол зрения острее.

Спецоперация – дискредитация?

Министерство-монстр было создано в 2022 году специально под Александра Кубракова путем объединения минрегиона и мининфраструктуры.

Причем тогда чувствовалось полное доверие президента Зеленского к Кубракову. Теперь что-то это доверие подточило.

И то, что решение о назначении Кубракова вицепремьером и руководителем объединенного министерства с ним не согласовывалось, не имеет такого значения, как то, что планы о его увольнении разрабатывались Банковой без Кубракова и с ним не согласовывались.

Отметим, что информация об отставке Александра Кубракова раскачивалась в публичном пространстве несколько месяцев, но увольнение связано совсем не с плохим укрытием разрушенной Трипольской ТЭС, с которой начали публичную кампанию по дискредитации вице-премьера, приближенные к Банковой ТГ-каналы. Да и с точки зрения ответственности за безопасность стратегических объектов этот вообще не входил в список 22 особых объектов Мининфраструктуры.

Сейчас на поверхности видны три причины изменения отношения Владимира Зеленского к Александру Кубракову.

Первые недоразумения произошли летом прошлого года. Как известно, тогда ушел в отставку министр обороны Алексей Резников.

Первым в списке претендентов на этот пост был Александр Кубраков. Однако, как говорят знатоки кулуарных кабинетных разговоров Банковой, Кубраков хотел остаться вице-премьером — министром обороны. А вместо себя министром восстановления оставить своего заместителя Юрия Васькова. Очевидно, чтобы сохранить контроль над начатыми проектами.

Говорят, это возмутило Зеленского и особенно Ермака, и они указали Кубракову его место, мол, "кто ты такой, чтобы на что-то самостоятельно претендовать?".

Следовательно, таким образом над Александром Кубраковым впервые завис дамоклов меч немилости президента Владимира Зеленского.

В то же время Банковой очень не нравилось, что Кубраков выстраивает свою самостоятельную линию общения с посольством США. Понятно, что руководство таким мощным объединенным министерством априори заставляет политически и финансово укрепляться.

у Банковой появилось недоверие к Кубракову и в бюджете-2024 министерство инфраструктуры лишили возможности распоряжаться деньгами на восстановление

Источники Gazeta.ua в Кабмине сообщили, что именно американское посольство помогало вице-премьеру отбиваться от атак ОПУ, а также переводить значительные средства грантовой помощи из общественного сектора на Мининфраструктуры. После чего у Банковой появилось недоверие к Кубракову и в бюджете-2024 министерство инфраструктуры лишили возможности распоряжаться деньгами на восстановление. Эту функцию передали министерству финансов. Этот негативный фон стал еще одной причиной отстранения Кубракова.

Ну и третья история, возмутившая ОПУ. Это – обнародование Александром Кубраковым и главой Агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафой Наемом информации о том, что им предлагали взятки за содействие в получении подрядов земли. Как известно, в эту историю вмешалось Национальное антикоррупционное бюро Украины. В результате совместных обличительных действий подозрения получили два народных депутата - Андрей Одарченко и Сергей Лабазюк.

Конечно, президент возмущался, потому что у него в последнее время складываются сложные отношения со своей фракцией.

Депутатов от "Слуг народа" избавили от стимулов для того, чтобы они были послушными, а тут еще и власть не может прикрыть там, где это крайне необходимо. Говорят, что это может привести к десяткам заявлений на составление депутатских мандатов.

Однако при этом важно понимать, что до того, как у президента накопилось личное раздражение Кубраковым и он принял решение по его отставке, никаких разногласий в стратегии министерства и Банковой не было.

Очевидно, что радикально противоположное отношение Зеленского к Кубракову нужно было целенаправленно формировать извне и навязчиво искажать образ одного из фаворитов президента. Это, собственно, и было сделано.

Журналист, военный эксперт Юрий Бутусов отметил, что причина отставки — постепенная зачистка главой офиса президента Андреем Ермаком всех руководителей, имеющих право заходить к Зеленскому самостоятельно, напрямую без согласований с главой ОП.

"Ермак начал активные действия по дискредитации Кубракова после конфликта по увольнению министра обороны Резникова. На эту должность претендовал Кубраков, но Ермак считает, что контроль министра обороны и министра иностранных дел – это его исключительная сфера влияния, и там должны назначаться только те люди, которых он контролирует. Кто может быть следующим кандидатом на должность министра, пока не определен. Среди кандидатов рассматриваются и действующий министр обороны Умеров, некоторые медийные военные, основная же задача — создать положительный пиар-эффект", — считает Юрий Бутусов.

Битва за "Большое строительство"

Мы уже писали о том, что выделение кредита США может ускорить в Украине процесс смены главы Кабмина, о чем уже не один месяц сообщают ведущие украинские СМИ. Таким образом, США предъявляют определенные требования по обеспечению возврата кредита. Вероятно, относительным успокоением партнеров станет перезагрузка, вернее, замена главы правительства.

И как отмечала Gazeta.ua, не один месяц ведутся разговоры о том, что действующему главе Офиса президента Андрею Ермаку, возможно, придется пересесть в кресло премьер-министра.

мы являемся свидетелями острой конкуренции двух групп президентского проекта "Большое строительство" за будущее освоение денег

Однако, при любых обстоятельствах: станет ли Ермак премьером или нет, переформатирование министерства инфраструктуры в немалой степени указывает на то, что, вероятно, мы являемся свидетелями острой конкуренции двух групп президентского проекта "Большое строительство" за будущее освоение денег, которые Мероприятие выделит уже послевоенное восстановление.

Относительно результатов работы Мининфраструктуры по строительству инфраструктурных объектов при Кубракове, то следует признать, что определенные успехи у министерства все же были. Скажем, в первые дни и в первый год полномасштабного вторжения Кубраков оказался самым адекватным менеджером, способным заниматься военной логистикой. В то время как эксминистр обороны Алексей Резников обнаружил тотальную неготовность к этому.

В то же время, с прозрачностью процессов у мининфраструктуры сложнее. Даже, несмотря на решение министерства, публиковать цены материалов при закупках.

Агентство восстановления действительно занималось рядом крупных проектов по восстановлению инфраструктуры, декларируя полную прозрачность, однако сейчас этого нельзя проверить и подтвердить. Экспертизы в открытом доступе, как требует закон, в Единой государственной электронной системе в сфере строительства (ЕГЭСБ) нет. Ее закрыли постановлением Кабмина о порядке ведения ЕГЭСБ еще до объединения министерств. Очевидно, в интересах строительного лобби и коррупционеров.

Так что, думаем, министерству было очень удобно работать в таком формате.

Так, например, аудит восстановления после оккупации Бородянки обнаружил "исчезновение" десятков миллионов гривен.

Важно отметить, что Кубраков, сосредоточив свое внимание на лоббизме застройщиков, не смог сформировать на основе министерства площадку для коммуникации и формирования региональной политики и взаимодействия с органами местного самоуправления и общинами. Не сложились отношения у вице-премьера и с парламентским комитетом, где в части местного самоуправления все нити держит в руках глава профильного подкомитета Виталий Безгин, а не глава комитета Елена Шуляк. То есть Кубракова, по сути, никто публично не поддержал

невозможно оценить, что страшнее: сохранение министерства-монстра в его нынешнем неподъемном виде или его разделение

И вот теперь, после заранее провального эксперимента, проведенного посреди войны, власти принимают очередное решение о разделе министерств. С очередной протяженностью, перерегистрацией, изменениями бюджетных статей, кадровыми конкурсами и всеми атрибутами процесса, который может затянуться на месяцы. И здесь почти невозможно оценить, что страшнее: сохранение министерства-монстра в его нынешнем неподъемном виде или его разделение.

Банковая продемонстрировала, что Кубраков не потянул сферы, которая в процессе переговоров по вступлению в ЕС является ключевой для европейцев. Ведь для них важно, чтобы региональная политика была качественной, иначе мы не получим ресурсы ЕС.

В то же время, важно и то, кто и как сегодня в ручном режиме управляет Украиной, не задумываясь о том, что у управленческих ошибок есть порог. За которым - потеря государственности.

Также крайне важно понимать, что, разделяя министерство-монстра, наверняка институционально логично передать строительную сферу под Министерство инфраструктуры.

Утвердить нового министра парламент может хоть завтра. И кто бы им ни стал, он должен противостоять Банковой в случае, если она не откажется от своих скрытых целей под вуалью потребности и целесообразности развернуть региональную политику снова под прямое влияние государства.

Одновременно с кампанией по устранению Кубракова Ермак пытается дискредитировать в глазах президента также вице-премьер-министра Михаила Федорова и главу СБУ Василия Малюка.

Интересно, что к плану раздела министерства у Банковой была еще одна креативная идея с кандидатом на место Кубракова – действующим министром обороны Рустемом Умеровым. Он считался компромиссной фигурой, предназначение которой могло ослабить давление международников на Банковую в пользу Кубракова. Хотя Умеров и не оправдал надежд суперменеджера МО, однако замену министра обороны во время войны после девяти месяцев работы оправдать не просто. Вероятно, именно по этим причинам в момент выхода стали искать в разделении министерства.

Однако разговоры о вероятном увольнении Рустема Умерова с должности министра обороны начались не в связи с возможным переходом его в мининфраструктуры, а после того, как ряд СМИ обнародовал информацию о наличии у Умерова российского паспорта и регистрации ФОПом в оккупационном органе власти Крыма в 2015 году. .

отставка вице-премьера Кубракова является еще и напоминанием о том, кто в доме хозяин

А что касается Кубракова, то история о пути от фаворита Бакновой - к неугодному – это очередное свидетельство, что в политике нет ни вечных врагов, ни друзей, устойчив лишь интерес. И отставка вице-премьера Кубракова является еще и напоминанием о том, кто в доме хозяин. Потому что Банковая очень не любит тех, кто без нее ведома выстраивает собственные международные диалоги, за кого заступаются и кому содействуют в посольстве США. И, как считают в ОП, эксвице-премьер бегал туда слишком часто.

По последней информации, переназначения Кубракова на должность министра инфраструктуры, как писали медиа, не будет.

Вряд ли можно с уверенностью констатировать, что Александр Кубраков проиграл войну бывшим партнерам по "Большому строительству". Ведь с этой отставкой его насыщенная жизнь не кончается. Напротив, учитывая уже выстроенные отношения с международными партерами, и на то, как расстроилась его коллега из Германии, приехавшая в Киев именно в день его отставки, Кубраков выходит на новый виток своей карьеры.

Сейчас вы читаете новость «Эксминистр Кубраков – разозлить не рядового Ермака». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть