Ексклюзивы
вторник, 04 декабря 2018 13:37

Военное положение должно было блокировать курс Украины на ЕС и НАТО

ПЕТР ПОРОШЕНКО НЕ ИМЕЕТ ПОДДЕРЖКИ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ

28 ноября 2018-го президент подписал Закон №9338 "О введении военного положения в Украине". Им введен в действие Указ президента №390 от 26 ноября "Об чрезвычайных мерах по обеспечению государственного суверенитета и независимости Украины и введении военного положения в Украине", однако с определенными изменениями. В частности, военное положение вводится лишь в 10 приграничных областях, и сроком на 30, а не 60 суток, как сначала предполагалось.

Общая риторика пропрезидентских спикеров сводится к следующему: новая волна эскалации военного противостояния в акватории Азовского моря требует немедленного и энергичного ответа. Однако в чем этот ответ заключается, непонятно. Ибо, как отметил еще 26 ноября Петр Порошенко, введение военного положения не означает объявления России войны или разрыв дипломатических отношений и не приведет к обострению ситуации на фронте. Итак, военное положение вводится, а зачем - президент так и не смог объяснить.

Президент так и не смог объяснить, зачем вводится военное положение

Критики этой меры, которая, по сути, эквивалентна изменению политического режима в Украине, справедливо отмечают, что смысл военного положения под силу найти, анализируя не шаги, направленные на противостояние российской агрессии, а внутриполитическую ситуацию. Военное положение - это ограничение гражданских прав и свобод. Проще говоря, теперь, имея на руках Закон о военном положении, Петр Порошенко получает дополнительные возможности для преследования политических оппонентов, оппозиционных журналистов и аналитиков.

Надо сказать, что до сих пор господин президент не отличался вегетарианскими наклонностями.

Чего стоит только выдворение из эфира Савика Шустера, который "злоупотреблял" плюрализмом взглядов, или же - изгнание из Украины и лишение гражданства Саакашвили, - акция, которая и по сути, и по форме была очевидным уголовным правонарушением. Петр Порошенко до сих пор, разглагольствуя о демократии и европейских ценностях, не церемонился с оппозицией. И теперь, имея законные рычаги - не станет церемониться и подавно.

Это, конечно, не означает, что уже с условного "понедельника" он начнет зачищать своих критиков. Нет. Ситуация должна стабилизироваться. Общественность должна, так сказать, привыкнуть к новым правилам игры. А какой именно будет эта игра, понятно из предыдущих дел Петра Порошенко. Как и то, против кого направлены репрессивные меры.

Под политические чистки не попадут ни Виктор Медведчук, ни Юрий Бойко, ни Геннадий Труханов, ни Геннадий Кернес. Строители "русского мира" останутся союзниками Петра Порошенко

И нет никаких сомнений, что под политические чистки не попадут ни Виктор Медведчук, ни Юрий Бойко, ни Геннадий Труханов, ни Геннадий Кернес. Все эти строители "русского мира" в Украине до сих пор были неприкосновенны, поэтому и в дальнейшем будут оставаться надежными союзниками Петра Порошенко. Потому что сильнее всего критика в его адрес звучит не от путинских глашатаев, а от представителей национально-демократических сил, для которых ценности Майдана - свободы, демократии и европейского развития страны - это не риторика, а дело жизни.

За годы президентства Петр Порошенко осуществил явную контрреволюцию. Вместе со всеми уголовными делами о расстрелах на Майдане, а заодно и с делами против Януковича и его приспешников, он похоронил и дело Майдана. И теперь о нашей революции осталась только память.

Политическая история сделала круг. Бывшие клевреты Януковича могут искренне скандировать: дракон умер, да здравствует дракон! Остается, однако, вопрос: а какие лозунги актуальны для нас, людей, которые поверили в идеи революции достоинства?

В описанной ситуации есть, однако, очень важный нюанс, на который стоит обратить внимание. Еще 28 февраля президент выступил с удивительной инициативой: зафиксировать в Конституции необратимость курса Украины на интеграцию в ЕС и НАТО. Я назвал эту инициативу "странной", потому что такие формулировки уместны в политической программе, законе об основах внутренней и внешней политики, но не в Конституции. И аргументация, с которой впоследствии выступил Петр Порошенко, не выдерживала никакой критики. Впрочем, это уже прошлое дело.

4 сентября президент подал в Верховную Раду соответствующий проект конституционных изменений. 20 сентября она приняла решение о включении в повестку дня 9 сессии парламента и передачи в Конституционный Суд проекта закона №9037 о внесении изменений в Конституцию относительно стратегического курса Украины на приобретение членства в Европейском Союзе и НАТО.

22 ноября Конституционный Суд предоставил заключение, согласно которому законопроект не противоречит Конституции Украины.

Автор: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Сначала, 22 ноября, Петр Порошенко на своей официальной странице в Фейсбук распространил пост: "Конституционный Суд открыл зеленый свет на внесение изменений в украинскую Конституцию относительно европейской и евроатлантической интеграций. Уверен, движение Украины в ЕС и НАТО - необратимо. Прошу парламент рассмотреть этот вопрос безотлагательно".

А уже 26 ноября издал Указ о введении в Украине военного положения, причем на 60 суток. И из раздела законопроектов на сайте Верховной Рады счастливо исчезли страницы о прохождении законопроекта №9037. И это понятно, Конституционный Суд отметил: изменения в Конституцию невозможны в условиях действия военного положения. Цитирую часть 3 пункта 3.3. Заключения Конституционного Суда: "Конституционный Суд Украины констатирует, что на момент предоставления им этого вывода решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения по процедуре, определенной Конституцией Украины, не принято, поэтому правовых оснований, которые бы делали невозможным внесение изменений в Конституцию Украины, нет".

Что это значит? А то, что президент своим Указом №390 и парламент своим Законом №9338 "О введении военного положения в Украине" помешали внесению конституционных изменений, по которым курс на интеграцию в ЕС и НАТО является необратимым.

Теоретически, изменения в Конституцию еще могут быть внесены (9 сессия Верховной Рады продолжается до 25 января 2019-го). Но важным является тот факт, что первично указом президента предусматривалось военное положение сроком 60 суток, до 26 января 2019-го. Следовательно, вопрос о внесении конституционных изменений на рассмотрение сессии не попадал. А дальше парламентские каникулы. А за ними президентские и парламентские выборы. А значит, проект конституционных изменений попадает на рассмотрение уже Верховной Рады следующего созыва, по составу которой можно только гадать.

Поэтому, каким был план президента? Правильно, объявить военное положение и исключить конституционные изменения, по которым курс Украины в ЕС и НАТО закреплялся как необратимый.

И сейчас я подчеркиваю, что это обстоятельство вносит существенный штрих в политический портрет Петра Порошенко. Одной рукой президент подает проект конституционных изменений - курс на ЕС и НАТО. А второй, как только Конституционный Суд открывает путь конституционным изменениям, издает указ, который делает невозможными эти конституционные изменения.

И как это называется? Правильно: цинизм и двойная игра. Это попытка Петра Порошенко казаться прозападным политиком. И практика Петра Порошенко - деятельность в пользу "русского мира".

Эта статья началась с вопроса: зачем военное положение? 5 лет продолжается война и страна обходилась без военного положения. И вот - сюрприз! Однако мы имеем абсолютно рациональное объяснение цели введения военного положения - воспрепятствовать внесению изменений в Конституцию, закрыть Украине правовой путь в ЕС и НАТО.

Конечно, с повестки дня не идут и другие - "политтехнологические" инструменты, которые открывает для Петра Порошенко военное положение. Но и конституционный аспект - чрезвычайно важный, наверное, самый важный.

В соответствии с Законом №9338, военное положение вводится только на 30 суток. Но это не меняет сути намерений Петра Порошенко. Если вор ворвался в банк, но не смог сломать последний замок и ограбить сейф, то это еще не делает из него добропорядочного гражданина. Он только грабитель, которому чуть не повезло.

Истоки проекта изменений в Конституцию - неизменности курса на интеграцию в ЕС и НАТО - так и остались за скобками. Не было ни публичного обсуждения, ни достаточной аргументации. Именно это обстоятельство давало основания аналитикам высказывать мнение, что идея конституционных изменений имела заокеанское происхождение. Западные политики формалисты. Это стиль их мышления. Они считают, если есть норма закона, то она непременно будет выполняться.

Есть и другой аргумент в пользу этой версии: непредсказуемость результатов президентских и парламентских выборов. Ни Вашингтон, ни Брюссель не заинтересованы в том, чтобы следующий президент Украины развернул внешнеполитический курс на 180 градусов - на Москву и ее "Таёжный союз". Большой ценой дался Украине проевропейский вектор развития. Слишком большую цену еще платит Украина за независимую от Москвы политику. Много Запад, введя санкции, платит за свою поддержку Украины.

Первым заявление о введении военного положения в Украине только на 30 суток сделал генсек НАТО Йенс Столтенберґ

Вашингтону и Брюсселю нужны гарантии, что и следующий президент Украины будет проводить проевропейскую политику, по крайней мере откровенно не бросится в объятия Путина. И вот указ президента Петра Порошенко о введении военного положения. Это разрушение гарантий, которых добивались Вашингтон и Брюссель. И обратите внимание: первым заявление о введении военного положения в Украине только на 30 суток сделал генсек НАТО Йенс Столтенберґ. А это означает лишь то, что в Вашингтон и Брюссель разгадали игру Порошенко. А также, что Петр Порошенко уже не имеет поддержки западных партнеров Украины.

А теперь лаконичный вывод: Петру Порошенко оставаться на посту президента считанные месяцы. Однако, даже эти несколько месяцев делают его опасным и для Украины, и для каждого из нас.

Сейчас вы читаете новость «Военное положение должно было блокировать курс Украины на ЕС и НАТО». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

10

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 11668
Голосование Почему я не буду голосовать за Юлию Тимошенко на президентских выборах в 2019 году?
  • Она уже была во власти и показала все свои возможности
  • Стране нужен президент другого качества
  • Ни на каких выборах не поддерживал ни ее, ни партию "Батькивщина"
  • Еще не определился с кандидатом
  • Буду голосовать за Тимошенко
Просмотреть
Погода