ГЛАВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Низкие тарифы и налоги, большие зарплаты, пенсии и выплаты на детей - предвыборная президентская кампания полна щедрых социально-экономических обещаний. Однако все это не имеет прямого отношения к полномочиям главы государства. В отличие от внешней политики и безопасности.
О них говорят значительно меньше, однако именно этим в первую очередь должен заниматься следующий президент. И он обязательно столкнется с большими проблемами. Что-то не было решено за пять предыдущих лет, где-то точно появятся новые вызовы.
Ненадежный щит западных санкций
Послереволюционным приоритетом внешней политики были дипломатические усилия по мирному урегулированию на Донбассе и обеспечению безопасности Украины от возможной дальнейшей российской агрессии.
Еще перед выборами 2014 года Петр Порошенко обещал договориться с Западом о новом формате безопасности, который давал бы Украине определенные гарантии. Стране это действительно нужно, как воздух. Однако более или менее надежный щит в течение 5 лет так и не создан.
Еще перед выборами 2014 года Петр Порошенко обещал договориться с Западом о новом формате безопасности
Единственной защитой сегодня могут считаться экономические санкции США и Евросоюза против России. Точнее - их вероятное усиление в случае, если Кремль пересечет красную линию. Однако несмотря на громкое хвастовство якобы созданием "международной коалиции" в поддержку Украины, Киев не влияет на санкционную политику Запада. И защита от санкций достаточно смутная.
Киев не влияет на санкционную политику Запада
Во-первых, неизвестно, действительно ли это остановит в случае чего Россию. Во-вторых, санкции со стороны Евросоюза находятся под постоянной угрозой ослабления через пророссийские настроения в ряде стран-членов. В-третьих, существенной проблемой являются Минские договоренности - именно невыполнением их Россией обусловливают санкции западные страны. Однако если Кремль выполнит первые пункты минского "комплекса мер" и остановит военную эскалацию, мяч окажется на стороне Украины. И уже Киев должен будет выполнять политическую часть "Минска" - фактически, соглашаться на российский вариант "реинтеграции" оккупированных территорий. Если же нет, то это может стать основанием для снятия с России санкций или существенного их ослабления.
В избирательной программе действующего президента о Минских договоренностях нет ни слова - хотя он же их соархитектор и не раз ставил этот "мирный план" себе в заслугу
Показательно, что в избирательной программе действующего президента о минских договоренностях нет ни слова - хотя он же их соархитектор и не раз ставил этот "мирный план" себе в заслугу. Зато необходимость выполнения оговоренного отмечают пророссийские Юрий Бойко и Александр Вилкул.
Между тем угрозы безопасности для Украины очевидно будут усиливаться. Например, после завершения строительства газопроводов Северный поток-2 и Турецкий поток. Зависимость России от Украины в транзите энергоносителей в Европу может значительно уменьшиться или исчезнуть. Тогда исчезнет еще один предохранитель от масштабной российской агрессии.
Зависимость России от Украины в транзите энергоносителей в Европу может исчезнуть. Следовательно - и еще один предохранитель от масштабной агрессии
Неизвестно также, как изменится ситуация в Евросоюзе после выборов в Европарламент в мае. Вполне вероятно, к худшему для Украины.
Если не НАТО, то что?
Ни один из ведущих кандидатов в президенты не формулирует некую реалистичную идею обеспечения или по мере усиления безопасности Украины и урегулирования на Донбассе без ущерба национальным интересам.
Тимошенко и Зеленский муссируют тему давно умершего Будапештского меморандума. Действующий президент снова взялся за мертворожденную идею миротворческого контингента ООН
Тимошенко и Зеленский муссируют тему давно умершего Будапештского меморандума. Действующий президент снова взялся за мертворожденную идею миротворческого контингента ООН, которая не может быть воплощена без согласия России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин начал свое генеральное наступление
Понятно, что для Украины единственной настоящей защитой от российской агрессии могло бы быть членство в НАТО. Однако это нереально - сколько Порошенко не пытался бы рисовать видимость быстрого вступления в альянс и свою якобы решающую роль в этом.
Во-первых, присоединение к НАТО невозможно в условиях российской агрессии и аннексии Крыма. У альянса есть требование об отсутствии у претендентов территориальных споров с другими странами.
Во-вторых, даже и без этого в НАТО не было согласия на вступление Украины - поэтому ей до сих пор и не дали План действий по членству. Соответственно, предвыборное обещание Порошенко получить ПДЧ в 2023 году является "вилами по воде писаным". В-третьих, быстрых вступлений в НАТО не бывает. Процесс может занять десять или более лет от его официального начала.
Двусторонние договоренности с США могут заменить членство в НАТО для Украины в условиях войны с Россией
Итак, что может быть заменителем членства в НАТО для Украины в условиях войны с Россией? Это вопрос номер один для украинской внешней политики. Ответ очевиден - двусторонние договоренности с США.
Ранее украинская дипломатия пыталась получить от Вашингтона статус "основного союзника вне НАТО". Некоторое время в 2014 году это казалось близкой перспективой - однако окончательно убедить администрацию Обамы Киев не смог.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко и Тимошенко могут уничтожить друг друга. Но не сделают этого
Получение статуса было бы важным, однако не означало бы возможное покровительство США в конфликте с Россией. "Основными союзниками вне НАТО" являются полтора десятка стран, каждая из различных соображений. Хотя этот статус мог бы означать, например, большую американскую военную помощь.
Реальной защитой стала бы двустороннее соглашение об обороне или безопасности Украины с США - подобное тем, что есть у Штатов с Японией и Южной Кореей. Те документы содержат положения, подобные 5 статьи Североатлантического договора: нападение на одну из сторон считается нападением на обе. Соглашения США с Японией и Кореей предусматривают размещение американских баз на их территориях.
В 2017-м Верховная Рада обратилась к Конгрессу США с призывом заключить оборонное соглашение между странами. Никакого эффекта это не имело. Ведь это дело президента и дипломатии
Достижение с американцами таких договоренностей выглядит очень сложной задачей с большим количеством факторов, которые на это влияют. Однако другого инструмента гарантий безопасности для Украины на сегодня не видно.
В марте 2017 года Верховная Рада обратилась к Конгрессу США с призывом, среди прочего, заключить между странами оборонную сделку. Естественно, никакого эффекта это парламентское постановление не имело и иметь не могло - ведь это дело президента и дипломатии. В то же время о других попытки Киева достичь с американцами подобных договоренностей не известно.
Безопасность и развитие страдают от коррупционеров и олигархов
Отношения с Евросоюзом - еще одно магистральное направление внешней политики. Кроме измерения безопасности - санкции против России - они связаны с развитием. Собственно, ради улучшения качества жизни украинцев было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС.
Ассоциация предполагает внутренние реформы и приближение к стандартам Евросоюза, тогда как дипломатия должна обеспечить лучший для Украины формат евроинтеграции. Таким на сегодня считается вступление в ЕС - его так или иначе поддерживает большинство общества и нынешние ведущие кандидаты в президенты.
В течение пяти лет перспективы вступления Украины в ЕС существенно ослабли
Однако похоже, что в течение пяти лет позиции и перспективы Украины в этом не только не укрепились, но и существенно ослабли. Хотя начиналось все оптимистично.
3 марта 2014-го Совет министров иностранных дел Евросоюза принял очередные "выводы" о ситуации в Украине. Документ был полон солидарности. Среди прочего содержал лаконичную, но весомую фразу: "Соглашение (об ассоциации) не является конечной целью отношений между ЕС и Украиной". Это был четкий и редкий дипломатический сигнал о возможности членства в Евросоюзе.
Вскоре подписали Соглашение об ассоциации, большая его часть действует еще с 2016 года.
Но сейчас Евросоюз всячески избегает даже упоминаний о перспективах членства для Украины. Радужные планы Порошенко относительно подачи заявки на вступление в 2023-ом выглядят авантюрой, которая не принесет пользы и не приблизит Украину к цели.
Проблема отсутствия перспектив членства для Украины в значительной мере лежит в самом Союзе. Вместе с тем при определении будущего отношений с ЕС - так же и с решением вопросов безопасности - огромным препятствием является ситуация внутри страны.
"Нет смысла бороться за тело Украины, когда она губит душу коррупцией", - заявлял предыдущий госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Саботаж реформ и масштабное взяточничество действительно ослабляют внешнеполитические возможности Украины и ставят под еще большую угрозу ее безопасность.
Сложно представить, как президент Порошенко может просить у тех же США оружия или военного соглашения, когда его близкие соратники и собственное предприятие замешаны в шокирующих коррупционных сделках в армейской сфере.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Военное положение должно было блокировать курс Украины на ЕС и НАТО
Киев вряд ли сможет получить перспективы членства в Евросоюзе или другие привлекательные для себя форматы отношений с ним, если и дальше будет продолжаться саботаж в исполнении Соглашения об ассоциации или его прямое нарушение.
Из-за коррупции и отсутствия политической воли в реформировании Украина потеряла более $10 млрд льготных кредитов от ЕС и МВФ
Среди прочего, из-за коррупции и отсутствия политической воли в реформировании Украина в течение пяти последних лет потеряла более $10 млрд льготных кредитов от ЕС и МВФ. В конце прошлого года оказалась перед угрозой дефолта, и теперь вынуждена брать "дорогие" деньги на других рынках заимствований.
Этот неприглядный багаж коррупции, засилье олигархов, проблем с верховенством права перейдет новому президенту. Будет одним из крупнейших вызовов и для внешней политики и безопасности - наряду с вопросами дипломатии, реформирования и укрепления армии и других институтов безопасности государства.
Комментарии
2