Сейчас (в начале ноября) только начинается сезон дождей, и по опыту предыдущих лет войны мы знаем, что это может означать только одно – боевые действия замирают. Все активности вплоть до марта напрямую зависят от погоды – а точнее от того, насколько промерзнут полевые дороги. Яркий пример – начало широкомасштабного вторжения. Поэтому это прекрасный повод подвести промежуточные итоги боевых действий лета-осени и понять, чего ожидать дальше.
Во-первых, нужно заметить, что разрекламированное летнее наступление ВСУ захлебнулось в крови и никоим образом не сделало того перелома в войне, на который рассчитывало и наше общество, и западные союзники. Что именно помешало, однозначно сказать трудно, да и это будет некорректно по отношению к нашим бойцам, участвовавшим в этом наступлении сразу на нескольких направлениях. Очевидно, что были и промахи командования и стечение неблагоприятных обстоятельств.
Во-вторых, понимая, что наступательный порыв украинской армии пошел на убыль, российский Генштаб бросил в бой резервы, которые он накапливал в ожидании масштабного прорыва на токмацком или бердянском направлении. Причем бросил не туда, где прогнозировалось – имею в виду контрнаступление на тех же направлениях, где мы наступали, а в крайне неожиданном месте – Авдеевке.
Если наши генералы после первых масштабных потерь фактически приостановили наступление, то россияне, напротив, только усилили давление
В то же время в первые дни масштабы наступления поражали, особенно в части использования личного состава. Однако россияне оказались в том же положении, что и наши военные в начале наступления в июне 2023 года – их остановила линия строящихся годами фортификационных сооружений, начиная с 2014-го, и огромные минные поля. Было всего несколько направлений, по которым могли наступать танки и легкая бронетехника. Но здесь ярко проявилась разница в подходах к ведению боевых действий. Если наши генералы после первых масштабных потерь людей и техники фактически приостановили наступление, начав искать альтернативные тактические приемы, чтобы снизить потери, то россияне, напротив, только усилили давление, несмотря на колоссальные потери. Сейчас очень сложно говорить о качестве конкретных цифр, но, по словам нашего командования, речь идет о тысячах погибших и сотнях утраченных танков, бронетехники и артиллерии. И да – им удалось буквально выгрызть несколько лесополос. На просторах юга эти потери позиций были бы почти не замечены и особенно ни на что не влияли. Но под Авдеевкой ситуация совсем другая – здесь не те размеры (так, между южной и северной клешнями русского наступления расстояние всего восемь километров; по состоянию на момент выхода материала, может, уже и меньше).
Станет ли Авдеевка "новым Бахмутом", пока не ясно, хотя ситуация очень похожа. Но пока никто не спешит объявлять ее "крепостью" и говорить о том, что мы ее будет держать до последнего солдата.
Да и непонятно, какой стратегический смысл россиянам даст захват города. Выровнять линию фронта – да, уменьшить обстрелы Донецка, где военная инфраструктура вперемешку с военной, – вряд ли при наличии ATACMS. Ликвидация плацдарма для возможного наступления на Горловку или Донецк – может быть, но о планах наступления об этом никто никогда не говорил. И для этого есть причины – логистика наступающих войск была бы очень проблемной.
Ждать ли развертывания дальнейшего наступления? До Покровска или Константиновки – несколько десятков километров и как минимум две линии обороны. А как показал пример Авдеевки, количество задействованных сил и средств нужно будет россиянам увеличить в разы. Что в нынешних условиях сделать невозможно. И еще один пример – Бахмут, после взятия которого сил развернуть наступление дальше у россиян просто не осталось. И это при том, что в Бахмуте положили по большинству "вагнеров", которые являлись эдаким расходным материалом.
Очевидно, что россияне ждут отопительного сезона и начнут атаки нашей инфраструктуры, когда будут первые морозы
Относительно "отопительного сезона" и того, что россияне начнут атаки энергетической инфраструктуры. Очевидно, что они готовятся и когда будут первые морозы, они начнут атаки. В этом году уже ясно, что основной упор будет сделан на ударные дроны: как на "Шахеды" ака "Герань-2", так и на новые, менее мощные, но такие, которые сложнее засечь и визуально, и с помощью технических средств. Очевидно, что дроны будут использоваться вместе с ракетами (прежде всего воздушного базирования), и это будут очень трудные цели для нашей системы ПВО, поскольку сбивать их нужно разными комплексами.
В этом сезоне мы будем не только получать удары по нашей инфраструктуре, но и наносить ответные удары
Но и наша система противовоздушной обороны уже не та, которая была в 2022 году. Интересно, что президент в одном из видеообращений оговорился, что в этом сезоне мы будем не только получать удары по нашей инфраструктуре, но и наносить ответные удары. Думаю, что никто не будет в ответ уничтожать электростанции в России – скорее всего, речь будет идти о нейтрализации носителей ракет, уничтожении пусковых установок "Шахедов" и их расчетов еще до момента пуска, физическом уничтожении экипажей стратегической авиации и много разных сюрпризов.
В то же время следует понимать, что прикрыть системами ПВО, тем более многоуровневыми, всю территорию Украины просто невозможно, и это понимают россияне. И если проанализировать последние удары, то они сейчас судорожно ищут "проплешины" в общей системе ПВО, через которые, возможно, будут наносить массированные удары. Да и, скорее всего, они изменят тактику ударов – в прошлом году вызвать тотальный блекаут в стране им не удалось. Хотелось бы ошибаться, но, имея ограниченные ресурсы, они сконцентрируются на локальных блэкаутах – в рамках одной области. Противостоять таким ударам будет очень и очень тяжело. Но наши военные для этого готовятся – не зря появились многочисленные поставленные в известность о формировании мобильных групп "охотников за дронами". Именно такие группы оказались наиболее эффективными как против групп "Шахедов", так и у единичных аппаратов.
Если на фронте будет некоторое затухание боевой активности, то в небе над Украиной снова будут разыгрываться целые баталии
Таким образом можно констатировать, что если на фронте будет некоторое затухание боевой активности, то в небе над Украиной снова будут разыгрываться целые баталии. Какие планы существуют (и существуют ли вообще) у наших и российских генералов – совершенно непонятно. Как непонятно и то, с какими силами стороны подойдут к условному марту. Да, есть надежда, что к тому времени мы получим ATACMS, что в строй станут хотя бы пару десятков F-16, увеличится количество "Абрамсов". Конечно, и россияне не будут просто наблюдателями – уже сейчас они получают снаряды из Северной Кореи, разворачивают дополнительные мощности по производству дронов, массово снимают с хранения танки и артиллерию. Но все это в будущем, а пока нам нужно просто пережить зиму с минимальными потерями.
Комментарии