Еще с февраля 2022 года, с начала широкомасштабного вторжения в Украину, российское военно-политическое руководство делало ставку в том числе и на полное преимущество в воздухе. Тем более что это было прописано как в советской (читай – российской), так и западной стратегической теории ведения войны. А это означало прежде всего уничтожение системы ПВО и боевой авиации уже в первые дни войны с помощью массированных ракетно-бомбовых ударов.
Задача для российских генералов казалась вполне реализуемой, ведь украинские Воздушные силы по состоянию на февраль 2022-го находились в откровенно плачевном состоянии. Весь парк самолетов и вертолетов был советским хламом – да, новейший самолет датировался 1991 годом! Хотя за время независимости и было запущено несколько программ модернизации парка самолетов и вертолетов, однако они были очень примитивными из-за отсутствия финансирования и технологий. Ведь еще в середине нулевых Россия в качестве производителя отказалась от технической поддержки боеспособности самолетов производства КБ Микояна и Сухого и проведения заводских ремонтов. Украина была вынуждена осваивать капитальный ремонт самостоятельно.
После 2014 года начались разговоры о переходе Воздушных сил на самолеты западного образца. Однако дальше нескольких научных конференций и нескольких защищенных диссертаций военных пенсионеров на тему "А какой самолет лучше для ВСУ" дело не пошло, поскольку практически все понимали, что в случае получения новых самолетов ВСЕХ летчиков и техников советской школы нужно будет отправить на пенсию, потому что тратить деньги и время на их переподготовку будет нецелесообразным. Да и генеральская должность – это не дача пенсионера, поэтому сопротивление на уровне командования Воздушных сил ВСУ было колоссальным.
Не стала тревожным звоночком даже летняя кампания 2014 года на Донбассе, когда за относительно короткое время было потеряно 12 самолетов, в том числе транспортных
Не стала тревожным звоночком даже летняя кампания 2014 года в Донбассе, когда за относительно короткое время было потеряно 12 самолетов, в том числе транспортных.
Однако первый день вторжения нашей боевой авиации удалось пережить довольно достойно. И причин сразу несколько – та самая недооценка россиянами возможностей Украины (как результат – для ударов по аэродромам базирования было задействовано минимальное количество ракет), вовремя подана команда на эвакуацию, да и просто героизм летчиков и техников, которые практически под бомбами выводили свои немногочисленные самолеты на заранее подготовленные площадки и аэродромы (в основном не военные). Поэтому потери авиатехники 24 февраля 2022-го были минимальными – официальных данных нет, но, по данным автора, были потеряны один Ил-76МД и два Су-27. На фоне почти полностью уцелевшей системы ПВО в дальнейшем это стало неприятным сюрпризом для россиян.
Свои первые боевые вылеты и потери украинские летчики тоже понесли в первый же день. Во многом благодаря тому, что в воздух поднялись истребители МиГ-29 и бомбардировщики Су-24, был сорван план захвата аэродрома Антонова в Гостомеле. А летчики штурмовиков Су-25 на юге в первые дни выполнили десятки самоубийственных вылетов, пытаясь остановить двигавшиеся на Херсон и Николаев колонны оккупантов.
Российская же авиация, натолкнувшись на жесткое сопротивление ВСУ – здесь больше идет речь о ПВО и армейцах с ПЗРК, чем об истребителях, летчики которых на своих антикварных машинах не могли даже пытаться бороться с российскими оппонентами в воздухе – уже к лету 2022 перешла к оборонной тактике. В результате российские штурмовики были вынуждены осваивать удары неуправляемыми ракетами с кабрирования, а все, что им удавалось – это от времени расстреливать наши самолеты над нашей территорией дальнобойными ракетами класса "воздух – воздух".
Между тем уже в 2022 году заработал механизм военной помощи от западных союзников, и для пополнения потерь украинские летчики начали получать дополнительную авиатехнику. Правда, понимая, что времени на раскачку нет, союзники предоставляли машины исключительно советского производства, собранные по всему миру. И в тот момент это было правильным решением. В результате по состоянию на май 2023-го Украина официально получила, по разным данным, 27 истребителей МиГ-29 (от Польши и Словакии) и 4 Су-25. Правда, были еще сообщения о передаче 20 Су-25 из неназванного источника, однако к этой информации следует отнестись с большим предостережением, поскольку она не подтверждается ни фото, ни видео, ни даже на уровне разговоров в летных курилках.
На этом фоне наше военно-политическое руководство постоянно продвигало тезис о предоставлении стране современной авиационной техники западного производства. При этом выбор был сделан в пользу целевого истребителя F-16. И резон в этом есть – во-первых, на фоне перевооружения многих стран НАТО на более современный F-35 таких самолетов в Европе накопилось достаточно много (что позволило начать перевооружение на них, например, небогатой Румынии). С другой стороны, несмотря на то, что F-16 взлетел в далеком уже 1974 году, однако благодаря постоянной модернизации он до сих пор сохраняет высокий боевой потенциал – по крайней мере, больше, чем у наших МиГ-29, а по некоторым показателям и российских, более современных машин.
За последние месяцы в разных СМИ были сообщения о том, что летный и технический состав Воздушных сил видели то на одной, то на другой авиабазе в США
Долгое время коллективный Запад действовал в своем стиле: на публике говорилось, что сейчас не время для предоставления такой высокотехнологичной техники. С другой стороны, не слишком афишируя, начали готовить все необходимые условия для быстрого ввода их в действие. Так, за последние месяцы в разных СМИ были сообщения о том, что летный и технический состав Воздушных сил видели то на одной, то другой авиабазе в США (а также, например, во Франции). Поэтому я лично не слишком удивлюсь, если вдруг окажется, что на май 2023 года уже несколько украинских летчиков прошли базовый курс подготовки F-16 и им нужно совсем немного времени, что освоить боевое применение новых самолетов. Или тот факт, что на некоторых аэродромах уже полным ходом идет модернизация наземной инфраструктуры для базирования F-16, а все необходимое подвесное вооружение уже находится на складах как минимум в Польше.
Появление самолетов западного производства позволит серьезным образом изменить ситуацию в воздухе, а при определенных условиях даже свести на нет российское преимущество. Все зависит от того, в какой модификации будут поставлены самолеты и какое вооружение вместе с ними. В любом случае впервые Воздушные силы будут иметь возможность применять управляемое вооружение класса "воздух – поверхность" (сейчас наши летчики используют западные образцы типа противолокационных ракет HARM или ракет Storm Shadow, однако они не используют весь потенциал, так как приспособлены для применения с самолетов советского производства). Получение дальнобойных ракет класса "воздух – воздух" типа AIM-120 AMRAAM позволит практически полностью свести на нет преимущество россиян в этом типе вооружений и даже нанести серьезный ущерб.
Начало получения F-16 откроет очередной шлюз по поставкам. Уже несколько стран готовы передать нам авиатехнику
Понятно, что самолетов на первом этапе будет передано немного, и тактика "ударил – сбежал" станет основной. Но в любом случае она будет более эффективной, чем нынешняя тактическая безвыходность.
И еще одно. Начало получения F-16 откроет очередной шлюз по поставкам. Уже несколько стран готовы передать нам авиатехнику (та же Италия – истребители AMX), но не готовы быть первыми перед США. Поэтому с большой вероятностью можно говорить, что F-16 – только первые ласточки на пути перевооружения Воздушных сил Украины на западные образцы техники.
Комментарии