Появится ли общий план мира Украины и Запада? Активная военная и дипломатическая осень. Одновременно действия и усилия и по изменению военного статуса-кво (Курский прецедент), и по мирному процессу на разных международных площадках (старание привлечь, в частности, Глобальный юг к украинскому видению мира).
24-25 сентября, как известно, состоятся дискуссии на Генассамблее ООН, а также многочисленные двусторонние встречи, где Украина представит принципы/составляющие движения к миру и предварят Второй саммит мира (предварительно в ноябре).
Все вроде бы понимают - о масштабах войны, реально действенных механизмах и последствиях бездействия/замедленности, которые порождают новые риски (пауза зимой и весной с выделением помощи в Конгрессе - как наглядный пример). Но конкретика все равно дается сложно.
...именно сейчас формируется/может сформироваться подход движения к миру. И именно сейчас имеет значение тайминг – накануне зимы, традиционно сложной для критической инфраструктуры Украины
Также все понимают важность осени. Ибо именно сейчас формируется/может сформироваться подход к миру. И именно сейчас имеет значение тайминг - накануне зимы, традиционно сложной для критической инфраструктуры Украины, и учитывая возможное выпадение на время США из активной внешней политики в пост/избирательный период, когда будет формироваться новая администрация.
Соединенные Штаты осторожны. А Европа - смотрит на США. Глобальный Юг против войны, но экономика - прежде всего. И, тем не менее, мы должны активно говорить о тех инструментах, которые нам необходимы. Ведь война России против Украины показала гораздо больше, чем войну одной страны против другой. Она показала, что есть страны/режимы, для которых целеполагание носит исключительно агрессивно-экспансионистский (а не созерцательный и творческий) характер, а война стала способом ведения внешней и внутренней политики.
В этом смысле любой политически-дипломатический характер без военного превосходства не будет иметь результата. Поскольку страна-агрессор считает, что именно война позволяет ей достигать целей, пусть даже и ложных, с точки зрения перспективы самой же страны. Итак, сначала нужно создать запрос на мир в России. Чтобы само движение к миру стало если не единственно возможным, то хотя бы приемлемым способом ведения политики.
А для этого все противники войны - Украина, Запад и страны других регионов - должны иметь видение, как долгосрочное, так и пошаговое. Мало кто на Западе осознает, что между замораживанием войны без такого видения и устоявшимся миром может быть целая пропасть, если первое не будет предусматривать именно пошаговое приближение к цельной стратегии Украины и Западу движения к миру.
Если не прекратить фактор потенциальности возобновления масштабных военных действий, любые крупные проекты по Украине будут под вопросом
На днях увидела удивительно точную оценку рисков просто заморозки военных действий без движения к устойчивому и справедливому миру, которую высказал один австрийский аналитик. Он в частности сказал, что в таком случае Украина будет оставаться территорией рисков. Как для собственных граждан, которые при выборе возвращаться или остаться за границей, будут выбирать второе. Так и для западных инвестиций, с точки зрения развития мирных сфер экономики. Если не прекратить фактор потенциальности возобновления масштабных военных действий, любые крупные проекты по Украине будут под вопросом. Тем временем Кремль будет использовать время для смены демографии на оккупированных украинских территориях - так, как это он делает в Крыму и части Донбасса еще с 2014 года, а также для пополнения ресурсов возможной новой военной атаки.
Следовательно, начать двигаться к миру можно только через масштабную постановку вопроса. Для этого нужно видение. Совместное, Украины и Запада, и дальше - пошаговое движение. Президент Украины планирует представить украинский план движения в мир на площадке Генассамблеи ООН и в ходе двусторонних встреч, в том числе с президентом США. Вопрос в том - есть ли у Запада такое же чувство тайминга, понимание необходимости формирования целостного подхода здесь и сейчас.
...логика расчета на долгую войну, растянутую во времени, как наименее рисковый вариант и для самого Запада, показала свою ошибочность
Ведь Запад все откладывает формулировку четкой стратегии в отношении войны, которая предполагала бы уход от статуса-кво на истощение. Хотя логика расчета на долгую войну, растянутую во времени, наименее рисковый вариант и для самого Запада - показала свою ошибочность. Кремль откровенно демонстрирует, что: 1. хочет разрушить Украину как таковую, а не просто захватить отдельные части (в этом смысле при российском военном превосходстве этому не будет конца-краю); 2. будет и дальше пытаться разрушать западную/европейскую безопасность и институты.
Для начала нужно определить четко сферы/измерения/площадки войны. На Западе признают, что рядом с горячей войной в Украине - идет гибридная, на самом Западе. Но эти оценки ситуации носят точечный/прецедентный характер без целостного осознания комплексности проблемы.
В то же время, видим пинг-понг по поводу вопроса размещения систем ПВО на восточных и южных флангах, когда звучит аргументация о необходимости согласования внутри НАТО, а тем временем попадание обломков российских военных объектов на территорию Польши, Румынии, стран Балтии уже становится нормой.
Возможно, именно эти страны, Восточного и Южного флангов (в том числе из-за постов еврокомиссаров Евросоюза), будут более активно отстаивать идею новой политики безопасности НАТО в регионе.
Но, безусловно, решения системного характера на сегодняшний день зависят от США. В этом смысле обсуждения на Генассамблее ООН и в ходе встреч на ее полях должны показать:
1. Наличие/отсутствие общего видения Украины и Запада по подходу движения к миру и его пошаговой конкретике.
2. Решение воплощать этот подход до или после формирования новой администрации в США.
3. Соблюдение или отход от старой практики поэтапного предоставления вооружений и переход к одномоментности, а также снятие ограничений на применение, что позволило бы изменить статус-кво на фронте.
4. Готовность перейти к совместным оборонным действиям (в части размещения и действия систем ПВО).
5. Определенность движения Украины в НАТО при наличии части оккупированных территорий.
6. Возможности стран Глобального Юга более активно отстаивать антивоенную позицию из-за влияния на Россию.
Ответы даже на часть этих вопросов определят не только то, что будет происходить на украинском фронте в зимний период. Но и то, как дальше в своих гибридных действиях Россия будет продвигаться и на просторах Запада.
Комментарии