25 сентября 2008 года в нейтральных водах возле Йемена сомалийские пираты захватили украинское судно "Фаина". Оно было загружено военной техникой. Через пять месяцев судно выкупили и пираты освободили его.
Грузовое судно "Фаина" построили в 1978 году в Швеции. После многочисленной смены собственников и названий в 2007 году судно стало собственностью панамской компании Waterlux AG, которая осуществляла управление через свой украинский филиал SC Tomex of Tomex Team Inc, расположенный в Одессе.
"Фаина" осуществляла грузоперевозки под флагом Белиза. В сентябре 2008 году судно вышло из порта Октябрьск (возле Николаева) в кенийский порт Момбаса с военным грузом - 33 танка Т-72, передвижная ракетная установка BM-1 ГРАД, огнестрельное оружие и другое военное оборудование, официально предназначенное для правительства Кении.
25 сентября 2008 года, находясь в Индийском океане у побережья Сомали, судно захватила группа из 50 пиратов, которые назвали себя Региональной береговой охраной. В это время на нем находился 21 человек - 17 граждан Украины, 3 гражданина России и один - Латвии. Это был 62 раз за год захвата судна в этих водах. Учитывая специфику груза, 27 сентября пираты потребовали сумму выкупа - $35 млн, угрожая взорвать корабль.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На дне моря нашли античное судно
Сомали, Украина, Великобритания, Соединенные Штаты и НАТО заявили о готовности совместными усилиями освободить судно. Кения самоустранилась от инцидента, отказавшись от операции по освобождению и ведения переговоров с пиратами. 28 сентября пираты снизили сумму выкупа в семь раз - с $35 до $5 млн. По словам представителя Восточно-африканской морской программы содействия Эндрю Мвангуры, сумму выкупа снизили из-за того, что экипаж захваченного судна состоял из граждан Восточной Европы, а не США.
Сначала пираты заставили "Фаину" взять курс на пиратскую гавань вблизи сомалийского города Эйль. Но благодаря усилиям американского эсминца Howard, который преследовал "Фаину", 29 сентября украинское судно остановили у ближайшего сомалийского побережья. Впоследствии "Фаину" окружили кораблями НАТО. Главной их задачей было блокировать любые попытки разгрузить военную технику.
30 сентября капитан судна, Владимир Колобков, умер от сердечного приступа. 1 октября начались переговоры с пиратами по поводу выкупа. Официальным представителем судовладельца стал эксперт в области морского пиратства Михаил Войтенко, который заявил, что захват судна был неслучайным, а само судно придерживалось всех правил безопасности, следуя на должном расстоянии от сомалийского побережья. После неоднократных изменений стоимости выкупа и регулярных срывов переговоров с пиратами, "Фаину" освободили 5 февраля 2009 года за сумму $3,2 млн. 12 февраля в сопровождении американского эсминца судно прибыло в кенийский порт Момбаса. На следующий день, после 5 месяцев плена, украинские моряки прилетели в Киев.
Дальнейшее перемещение груза "Фаины" по территории Кении было засекречено Министерством обороны страны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Судно "Фаина" освободили через 5 месяцев плена
9 ноября 2009 года первый заместитель помощника Госсекретаря США по вопросам международной безопасности и нераспространения вооружений Ванн Ван Дипен в Киеве предоставил украинской стороне спутниковые снимки, которые показали, что украинское вооружение было погружено на железнодорожные платформы и прибыло в Южный Судан. Назначение груза для южносуданских повстанцев заявляли и пираты, ссылаясь на найденные на судне транспортные документы. Официальные представители Кении и Украины категорически отрицали эти обвинения. Министр обороны Украины Юрий Ехануров заявил, что все вооружение продавалось государственной компанией "Укрспецэкспорт" в соответствии с международными соглашениями.
Похищение "Фаины" заставило Совет Безопасности ООН 7 октября 2008 года принять резолюцию с призывом ко всем государствам "принимать активное участие в борьба с пиратством в открытом море у побережья Сомали, в частности путем развертывания военных кораблей и военных самолетов". По данным ООН только в 2008 году у берегов Африканского Рога было зафиксировано 120 нападений на торговые суда, а доход пиратов, полученный в качестве выкупа, оценивается в $150 млн.
В июле 2013 года "Фаину" арестовали в Ильичевске вместе с грузом в рамках расследования дела по задержанию властями Ливии судна "Этель" этого же судовладельца, в связи с обвинению в участии в афере с перепродажей 650 автомобилей Kia и Hyundai, приобретенных ливийской компанией для собственных нужд в Гонконге.
Пираты захватили "Фаину". Выгоняли экипаж на палубу. Строили в шеренгу и объясняли жестами, что судно захвачено. Угрожали, что отпустят, когда за судно дадут выкуп. Бунтарей обещали расстреливать.
Комментарии