112 лет назад на Международной конференции по радиотелеграфии в Берлине приняли решение об использовании сигнала SOS, как призыва о помощи.
Еще до официального утверждения на морских судах использовали визуальные и аудиосигналы для сообщения о бедствии. Использовали семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.
При сообщении по радио сначала использовали азбуку Морзе. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как Marconi International Marine Communication Company, Telefunken.
В 1903 году в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции. Документ подписали 13 августа 1903 года и он утверждал, что "станции беспроволочного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемых от кораблей в море". Стандартный сигнал не утвердили. Отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедствия.
Первым сигналом был CQD, который утвердили 7 января 1904 года компании Marconi International Marine Communication Company. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций к которому добавили букву D. Это букву выбрали потому, что с нее начинается английское слово danger - опасность. Но этот сигнал использовали только на судах, оборудованных радиоаппаратов Marconi Co. Его нельзя было назвать единственным международным сигналом бедствия.
В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В ее работе приняли участие представители 29 стран. Главным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия.
Представитель Marconi Co. настаивал на утверждение в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приеме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD другим сигналом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Несчастные корабли: лайнер-близнец "Титаника" затонул за час
Те же представители предложили принять сигнал Международного свода сигналов - двухфлажное сочетание NC, что означает "Терплю бедствие, нужна немедленная помощь". Но это предложение было отклонено.
По подписанному в 1906 году в Берлине Международной радиотелеграфной Конвенции единственным сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.
На практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов, какую либо передавал радист или автоматический аварийный передатчик, которым комплектовалось любое судно. Эта группа состояла из следующих знаков: сигнала общего вызова, переданного 3 раза, DE-представление, потом шел позывной судна, затем сигнал SOS, переданный 3 раза, потом широта и долгота судна, и наконец 2 тире продолжительностью по 12 секунд для пеленгования.
С 1 февраля 1999 года решением Международной морской организации сигнал заменили автоматизированной системой оповещения о бедствии. В связи с этим значение сигнала SOS уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету. Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался пароход "Славония", налетевший на рифы у Азорских островов 10 июня 1909 года. Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход "Арапаоэ" потерял ход.
Близнец "Титаника" - корабль "Британик" затонул 21 ноября 1916 в Средиземном море за 55 мин. Он подорвался на немецких минах. На ирландской верфи "Харланд энд Вольф" в 1910 году был спущен "Олимпик" и "Титаник", а в 1914 году - "Британик". Его особенность - кроме традиционных шлюпок вдоль бортов, имел 8 пар специальных кранов, которые несли дополнительных 48 спасательных шлюпок.
Комментарии