Супруги Оксана и Максим Солдатенко со Святопетровского Киевской области должны вернуть приемных детей 5-летнего Михаила и 7-летнюю Татьяну биологическому отцу.
Сестру с братом отобрали у отца 4 года назад из-за угрозы жизни и здоровью. Сначала были в приюте. 3,5 года назад их забрали в семью. Биологический отец 61-летний Василий Зайцев имеет 2-ю группу инвалидности по психическиму заболеванию. Дети не видели его все это время и не помнят. Он вернул их через суд. Прошел все инстанции вплоть до Верховного суда, который вынес решение в его пользу 23 сентября. Опекуны и Служба по делам детей ходатайствовали о назначении мужчине экспертизы, но суды отклонили.
Инвалидность - не причина к лишению отцовства. Это запрещено законом, потому что является дискриминацией и нарушением прав людей с инвалидностью. Другой вопрос, что по медицинским показаниям именно этот отец не может воспитывать детей, говорит Gazeta.ua 50-летний Алексей Лазаренко, вице-президент общественной организации "Всеукраинская фундация "Защита прав детей".
Что касается этого конкретного человека, важно, чтобы была комплексная экспертиза. Не только медицинская. А медико-психолого-педагогическая. Она установит, с точки зрения педагогики, психологии и социальных вопросов, способен ли этот человек, у которого есть инвалидность, выполнять обязанности по воспитанию ребенка. То, что суд отказал в назначении экспертизы, говорит о некомпетентности наших судей.
Дети знают, что обязаны вернуться к фактически чужому им человеку и просят не отдавать их. Что сейчас делать родителям и службам, чтобы не навредить детям? Как должны действовать?
Надо бы затормозить исполнение решения суда, но оно вступило в силу. Поэтому здесь надо проводить оперативную комбинацию. Детей вернуть к отцу. А на следующий день комиссия делает акт обследования жилищно-бытовых условий и снова изымает детей, говоря о том, что там не созданы условия, есть угроза жизни и здоровью детей. Они на день-два едут в центр социально-психологической реабилитации. Между тем готовится решение органа опеки и попечительства о передаче детей под опеку этой семье. И начинается процесс лишения мужчины отцовства. Это делается через суд. С требованием провести ту же комплексную экспертизу. Плюс, опекуны и службы должны предоставить все сравнительные доказательства - в каком состоянии были дети с отцом, и в котором сейчас. Это важно. Все решения должны приниматься, исходя из наилучших интересов ребенка. Установив детям статус лишенных родительской опеки, их смогут усыновить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Родители получали деньги за сожженную в печи дочь
Это не единичный случай, когда родители возвращают через суды детей. А потом они погибают. На Хмельнитчине мать избила до смерти 5-летнего ребенка. В Житомирской области родители убили и сожгли дочь. Возможно надо вносить законодательные изменения?
Первое, что мы должны сделать - это пересмотреть постановление об установлении опеки, переписать его уже в зависимости от новых условий. С учетом того, что у нас появились новые формы семейного воспитания. Это - приемные семьи, патронат, детские дома семейного типа. Есть положение о всех этих формах. Но они не урегулированы вместе с этим постановлением. Потому что она, во-первых, старая а во-вторых - она касается и опеки над детьми, и установления опеки над взрослыми, но недееспособными лицами и так далее. То есть, ее надо менять с учетом новых форм семейного воспитания.
Надо создавать отдельное министерство по делам детей и семьи
Что это изменит? Как урегулирования сработает на практике?
Например, в приемную семью могут попадать дети только те, которые имеют статус ребенка, лишенного родительской опеки. Это мое личное мнение. Что патронат можно устанавливать над детьми. Но он не может быть более 90 суток, скажем. Это вопрос не только чувств детей, но и самих родителей. Должны учитывать и их чувства. Во-вторых, надо развивать фостерные семьи, как за рубежом. Это профессиональные специализированные семьи, которые могут принимать временно детей. Например, детей в конфликте с законом. Детей, ставших жертвами домашнего насилия со стороны родителей. Подростков, которые любят и помнят родителей, какими бы они ни были. Фостерная семья - это профессиональная семья. От них не требуют любить или привязываться к детям. Это как воспитатели в детском саду, или учителя в школе. Они уважают, создают условия и обеспечивают стандарты. Приемная семья, детский дом семейного типа - это уже люди, которые родили детей сердцем и отдают им свою любовь. Нельзя затем вырвать этого ребенка, который привык к ним, и снова отдать куда-то. Вот здесь стоит работать законодателю и урегулировать эти вопросы.
Кто за это должен отвечать? Министерство социальной политики?
Нет. На него столько положено, что, на мой взгляд, надо создавать отдельное министерство по делам детей и семьи, которое было раньше. Потому что это вопрос будущего общества, будущего этих детей, семей. Мало того, что у нас не учат быть родителями, у нас нет института ответственного отцовства, нет института подготовки молодежи к будущей супружеской жизни. Над этим надо работать. Надо смотреть в корень проблемы, почему у нас возникают такие ситуации, что надо изымать детей? Проблема в отсутствии знаний, в готовности быть родителями. Когда будем работать на ее решение - несчастных детей будет меньше.
Михаил и Татьяна Зайцевы были детьми-"маугли": боялись игрушек, улицы, людей, магазинов, не разговаривали, у них была серьезная задержка развития. Биологический отец 2,5 года подавал в различные инстанции - суды, полицию - и добился своего. Верховный суд постановил вернуть ему детей. На протяжении 4 лет мужчина ни разу не пытался увидеться с детьми, не передавал им гостинцев и не контактировал с ними.
Комментарии