29-летний старший лейтенант столичного УБОПа Дмитрий Гнап сидит в СИЗО в Черновцах.
Он расследовал нелегальный ввоз в Украину автомобилей представительского класса, которые шли из Румынии и Молдовы через Приднестровье. Милиционеру угрожали неизвестные, звонили на мобильный. Объяснили, если не прекратит расследование, его посадят. 10 марта 2010-го Гнапа задержали, обвинили в угоне автомобиля БМВ Х6 стоимостью около 50 тыс. евро. Трое суток избивали, не давали спать, держали прикованным к батарее. Заставили написать явку с повинной. Дмитрию грозит 7 лет. Автомобиль, по данным "АВТ Бавария", с таким номером кузова заводом не производился.
Гнап написал в Gazeta.ua письмо, в котором раскрыл репрессивные методы, которыми пользуются органы охраны правопорядка и правосудия в Украине.
"Явка с повинной - один из основных документов, на основании которого возбуждаются уголовные дела, раскрывают преступления, осуждают, лишая свободы невинных граждан. В ст. 73 УПК Украины четко определено, что" показания подозреваемого подлежат проверке. Признание подозреваемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении этого признания совокупностью доказательств, имеющихся в деле ". Но этого не учитывают.
Так происходит потому, что 95% явок с повинной, которые пишут граждане, не подкреплены вещественными доказательствами, как того требует вышеуказанная статья. Тех доказательств вообще не существует. Явки пишут под физическим и психологическим давлением сотрудников милиции. В 90% уголовных дел, где в основу обвинения положены явки с повинной, кроме признаний ничего, получают обвинительные приговоры в судах первой инстанции.
Такие незаконные явки сразу после их подписания подкрепляют воспроизведением обстоятельств и места совершения преступления с видео фиксацией. Это является дополнительным фактором давления на человека, обвиняемого в совершении преступления.
По опыту работы в рядах МВД и наблюдений за процессами, происходящими в системе, могу сказать, что много таких явок с повинной пишутся в условиях содержания под стражей, изоляторах временного содержания или в следственных изоляторах, к которым работники милиции имеют нелимитированный доступ, а их визиты обычно нигде не фиксируются.
Зачем это милиции? Ответ очевиден - улучшают статистические показатели раскрываемости. Проценты растут, медальки получают. Многие преступления, в основном имущественные (где-то что-то украдено или ограблено), которые не раскрыты по горячим следам из-за халатности и небрежности работников милиции является уголовным делам, которые просто так не выкинешь, не сожжешь и они по несколько месяцев, а то и годами тянут вниз пьедестал раскрываемости МВД.
Существует несколько способов получить явку с повинной, раскрыть преступление, даже не выходя из кабинета. Очень часто явка с повинной является предметом торга работников милиции. Из 100% добровольно их пишет 5%, за вознаграждение - 35%, а тех 60%, кто не хочет по-хорошему, - пытают.
Способ 1: Основная масса преступлений списывается на лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и никогда не были за решеткой. Таких лиц легче напугать непонятными терминами, давлением наручников, ударами резиновой дубинки или кулаками. При этом удары наносятся умело и осторожно, чтобы было максимально больно для лица, которое пытают, но без больших повреждений на теле. Это преимущественно удары по позвоночнику в области шеи и поясницы, почки, пах, печень. В некоторых случаях когда руки человека в наручниках заведены за спину, надевают полиэтиленовый пакет на голову. Под таким давлением для человека главное жизнь, так и подписывают явки с повинной, где под диктовку отмечают события, место и обстоятельства совершения преступления, а милиционеры диктуют и радуются.
Способ 2: Лица, употребляющие наркотические вещества, и которым в жизни нужна только доза являются постоянными и драгоценными клиентами работников милиции на явку с повинной за ширку.
Очень часто, задерживая лиц с наркотическими средствами, при наличии у них материальных возможностей, приходится их отпускать, а уголовное дело опять таки списывать. Например, задерживают лицо около ночного клуба с наркотиками, привозят в райотдел, видят, что из богатой семьи, хорошо одет, дорогие украшения. Вызывают родителей и они выгораживают свое чадо с помощью "американских президентов", затем руководитель вызывает и приказывает отпустить, а наркотики остаются.
Если материал зарегистрирован, то на экспертные исследования направляют уже не наркотики, а чай - если была конопля-каннабис, медицинские таблетки - если наркотики были в форме таблеток, сахарную пудру или муку вместо кокаина или героина. И денег заработали, и наркотиков "намутили".
За эти наркотики зависимые, которые сотрудничают с милицией на бартерных условиях, с радостью берут на себя преступления, к которым они не имеют никакого отношения.
Способ 3. Лица, обвиняемые в тяжких и особо тяжких преступлениях, и относительно которых избрана мера пресечения содержание под стражей, являются объектами бартерных договоренностей с сотрудниками милиции на предмет взятия на себя более легких преступлений. Если лицу светит срок от 7 лет то он с легкостью может взять на себя преступление, за которое максимальный срок 6 лет, так как в Украине сроки не плюсуются и тяжкое преступление поглощает легче.
Например, лицо, совершившее разбойное нападение с легкостью может взять на себя 5, а то и 10 эпизодов краж в транспорте, или грабежи квартир. А милиционеры взамен дают им возможность звонить родным (т.е. мобильные телефоны), наркотики, свидания, улучшенные условия содержания, сигареты, чай.
Милиционер идет к руководителю СИЗО или ИВС, где получает информацию о лицах, содержащихся под стражей, по каким статьям они обвиняемые, на какой стадии досудебное или судебное следствие. Подбирает человека, и в следственном кабинете учреждения начинает предлагать бартерные условия, от которых редко кто отказывается. Согласился - хорошо, не согласился - 10 дней карцера. Выбор невелик.
Вторую часть письма Дмитрия Гнипа читайте здесь. В ней он рассказывает, за сколько можно купить должности и как достигаются высокие показатели раскрываемости.
Комментарии
93