Мнения в издании Politico старшего научного сотрудника Atlantic Council и автора книги "Поле битвы Украина: от независимости до войны с Россией" Адриана Каратницкого
В последние недели дискурс о войне с Россией в Украине стал глубоко пессимистическим. Тяжелое украинское контрнаступление с меньшими результатами, чем ожидалось, разожгло темные дискуссии о безвыходной и кровавой долгосрочной войне с Россией. Тем временем аналитики и политики начали критиковать военных и политических лидеров Украины, обвиняя их в провале военных действий и даже спекулируя на тему поражения.
Дальнейшая подпитка этой атмосферы пессимизма – свидетельство напряжения между президентом Владимиром Зеленским и военным командованием страны, а также задержки военной помощи от США. И это давление сейчас нужно преодолеть.
Период эйфории, вызванный крупными украинскими военными победами и территориальными продвижениями, истек. Также и период грандиозных обещаний украинских чиновников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украине предлагают израильский аналог гарантий безопасности" - Павел Климкин
Прошлой зимой официальный представитель президента заявил, что следующее лето он планирует провести в Крыму. Не менее экстравагантное обещание повторил глава ГУР Кирилл Буданов, который предусмотрел, что Крым будет освобожден в течение шести месяцев, принеся официальные обещания большого весеннего контрнаступления со значительными территориальными достижениями.
Ранние успехи на поле боя также способствовали почти всеобщему одобрению Зеленского среди украинцев. Несмотря на медленное продвижение России на Донбассе и мизерные украинские победы, веселые разговоры на телевизионном "марафоне", продолжали способствовать успеху на фронте, помогая Зеленскому поддерживать его популярность.
Массовые потери среди военных на фоне мизерных достижений и медленная позиционная война подорвали доверие общества к президенту и его команде впервые с начала войны
Однако все изменилось, когда контрнаступление Украины в 2023 году остановилось. Массовые потери среди военных на фоне скудных достижений и медленная позиционная война подорвали доверие общества к президенту и его команде впервые с начала войны.
Опрос, проведенный в середине ноября, показал, что рейтинг доверия к Зеленскому составил всего 32%. Это резкое снижение по сравнению с опросами в начале года и гораздо ниже рейтингов доверия к ВСУ и их главнокомандующему, генералу Валерию Залужному.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еще несколько лет войны: о чем говорят в Пентагоне
Позднее опрос, проведенный для Офиса президента, просочился в "Украинскую правду". Он показал, что Зеленский был рядом с Залужным в гипотетической президентской борьбе. Кроме того, партия Зеленского "Слуга народа", которая имеет более двух третей мест в парламенте, заметила бы резкое сокращение своего присутствия, если бы выборы состоялись сегодня.
Поскольку поддержка Зеленского ослабевает, Украина сейчас сталкивается с целым рядом вызовов и сложных решений. К ним относятся безысходность на фронте, быстрое исчерпание запасов боеприпасов, эрозия поддержки со стороны Европы и тупик в Конгрессе США по законопроекту об обеспечении военных нужд Украины и Израиля. Несмотря на свою звездную силу, Зеленский сталкивается с новыми трудностями в поддержке высокого уровня военной и финансовой поддержки Украины в Америке и Европе.
ТЦК и СП, которых теперь еще называют "похитителями людей", рыскают по городам и селам в поисках мужчин в возрасте от 18 до 60 лет для военной службы
Кроме того, ряды ВСУ когда-то наполнены опытными военными с опытом боевых действий и высокомотивированными волонтерами понесли массовые потери в течение этих жестоких двух лет войны. В результате ТЦК и СП, которых теперь еще называют "похитителями людей", рыскают по городам и селам в поисках мужчин в возрасте от 18 до 60 лет для военной службы. Иногда они не просто применяют тактику принуждения против уклоняющихся от призыва, но и задерживают тех, кто не должен быть призван или освобожден от службы, чтобы те шли на службу. Эта тактика способствует оправданному гневу общества к власти
Кроме столь непопулярной тактики, Зеленскому вскоре придется резко расширить мобилизацию и направить социальные расходы на военные нужды, хотя бы для того, чтобы застраховаться от любого уменьшения или прерывания финансирования со стороны ключевых союзников – США и ЕС. Оба шага будут крайне непопулярны.
Всё это не значит, что Россия победит. Украина фактически будет воевать с Россией до тупика. Понеся незначительные территориальные потери на Донбассе, получив скромные территории на юге и заставив российский флот забиться в восточном углу Черного моря, она фактически восстановила свободу судоходства для коммерческих судов в западной части моря.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Залужный бьет тревогу: как меняется поддержка Украины
Зеленский также был смелым и успешным лидером военного времени. Но во многом это зависело от непреклонной поддержки общественности. Почти всеобщее одобрение внутри страны дало ему политический карт-бланш для формирования политики и стратегии. Но пока украинцы остаются единственными в своей цели защитить страну, безоговорочная поддержка Зеленского и его политики уменьшается.
К этой политизации приложилась и сама команда Зеленского. После того, как Залужный трезво сказал о трудностях военных действий Украины, в то же время предоставляя дорожную карту, которая могла бы обеспечить победу, его публичные комментарии были разбиты официальными лицами из Офиса президента.
В начале ноября советник Зеленского по внешней политике Игорь Жовква выступил на национальном телевидении и заявил, что заявление Залужного "облегчает работу агрессора", нагнетая "панику", добавляя, что публичного обсуждения ситуации на фронте не должно быть. Сам Зеленский тогда в интервью упрекнул генерала, предупредив военных не заниматься политикой.
Безуглая разожгла дискуссии, утверждая, что Залужный проигнорировал рекомендации генерала Милли о минировании границы Украины с оккупированным Россией Крымом еще в 2021 году
Заместитель председателя Комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Марьяна Безугла разожгла дискуссии, утверждая, что Залужный проигнорировал рекомендации генерала США Марка Милли о минировании границы Украины с оккупированным Россией Крымом еще в 2021 году. По ее словам, это акт халатности, который стоил Украине больших потерь территории на юге. Однако Зеленский вряд ли будет добиваться увольнения Залужного, потому что это мгновенно подтолкнет того к политической карьере.
И это еще не всё. После этого спора соратники Зеленского в парламенте заблокировали визит бывшего президента Петра Порошенко в Польшу и США. Вероятной причиной тому стал отчет СБУ о том, что поездку Порошенко использует российская пропаганда. Особую обеспокоенность вызвала запланированная встреча Порошенко с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном.
Мнение, что Порошенко получит похвалу на Западе за дипломатические способности, абсурдно. Но потом оказалось, что Зеленский сам собирался встречаться с Орбаном и не хотел, чтобы его опережали. С этими явно следует разобраться.
Внутренняя поддержка исчезает. Срок полномочий Зеленского формально должен закончиться в мае 2024 года. А четырехлетний срок полномочий Верховной Рады истек уже в октябре. Новые выборы почти невозможны с миллионами избирателей за пределами страны, миллионом на фронте и миллионами внутренне перемещенных лиц или под российской оккупацией. Выборы в условиях кровопролитных боев и постоянных ракетных и беспилотных атак по городским центрам маловероятны, и потребуют законодательных и конституционных изменений.
Вопрос о завершении срока действия мандатов был бы спорным, если бы рейтинги Зеленского и его партии были неприступными, но опросы показывают ползучее разочарование у обоих.
Открытие правительства для оппозиции и лидеров гражданского общества мгновенно обеспечит легитимность украинской власти
В этом контексте пора, чтобы президент рассмотрел возможность создания правительства национального единства на широкой основе. Открытие правительства для оппозиции и лидеров гражданского общества мгновенно обеспечит легитимность руководящей команды, снизит критику оппозиции и расширит круг голосов, к которым прислушивается президент.
Есть также убедительные прецеденты такого шага. Когда началась Вторая мировая война, премьер-министр-консерватор Уинстон Черчилль понимал, что Великобритания столкнулась с экзистенциальной угрозой, которая нуждалась в сохранении национального единства. Он создал коалиционное правительство на широком основании. Черчилль назначил своего главного соперника, лидера лейбористов Клемента Эттли, вице-премьер-министром и добавил лейбориста Эрнеста Бевина, бывшего лидера профсоюзов, в правительство национального единства.
Также недавно эту практику применил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который предложил лидерам оппозиционных партий место в правительстве единства после жестоких нападений ХАМАС 7 октября. Предложение принял центрист Бенни Ганц.
С начала президентства Зеленский опирался на очень узкий круг доверенных советников. Но, хотя он встречается со своим высшим военным командованием, представителями разведки, посещает западных лидеров и СМИ, он в значительной степени отгородился от общественных лидеров, политических критиков и соперников, включая некоторых с важным опытом внешней политики, национальной безопасности и экономики.
Их включение в руководящие должности обеспечит Зеленскому дополнительный вклад в варианты политики, позволит обсуждать альтернативные тактики и будет способствовать новым подходам, когда речь идет о внешних отношениях. Поскольку национальное единство демонстрирует признаки износа, правительство, в состав которого входит оппозиция, действительно даст ему толчок.
Вопрос лишь в том, достаточно ли Зеленский гибок, чтобы преодолеть свое пренебрежение к большинству лидеров оппозиции и изменить стиль управления с высокоцентрализованного принятия решений на более широкое достижение консенсуса.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии