Ексклюзивы
воскресенье, 03 апреля 2022 11:00

"В Польше понимают, что мы их сейчас защищаем" – историк Валентина Лось

Более 3,4 миллионов украинцев покинули Украину с начала российского вторжения. Больше украинцев выехали в соседнюю Польшу. В основном это женщины и дети.

Gazeta.ua пообщалась с историком Валентиной Лось, сотрудником Библиотеки Филологического отдела Ягеллонского университета, проживающей в Польше 7 лет. Помогает найти жилье беженцам из Украины. Недавно начала преподавать украинский для польских библиотекарей.

Вы уехали из Украины, когда началась война на Донбассе – верили ли, что возможна полномасштабная война?

Вечером перед началом полномасштабной войны в Украине планировала написать научную статью, читала книгу о разделе Речи Посполитой XVIII века. Тогда русские войска стояли у границ Польши. Угрожали: если вы не примете закон, который нам нужен, то войдем на территорию. Король должен был принимать, хотя понимал, что просто оттягивает войну. Что она все равно наступит. Я с тяжелым сердцем сказала мужу: "Речь Посполитая переживала такие трудные времена, как сейчас наша Украина. Через 300 лет все повторяется". Так сочувствовала Речи Посполитой, а утром проснулась – и оказалось, что у нас началась война.

Сочувствовала Речи Посполитой, а утром очнулась – и оказалось, что у нас началась война

К сожалению, мое историческое образование мне здесь совершенно не помогло. До последнего дня пыталась быть оптимисткой. Думала, что это очередные подковерные игры – россияне спекулируют, чего хотят добиться, хотят использовать эту ситуацию в свою пользу. Мозг постоянно подбрасывал мысли: мы цивилизованы, летаем в космос – это невозможно. Понимаешь, что войны всегда были, но веришь, что тебя это уже не касается. Ко мне уже к тому времени приехали родственники мужа, свекровь. Она боялась оставаться в Украине. Было плохо от мыслей, что что-то может произойти. Первые дни для всех были шоком. Наголову разбились иллюзии, что человек разумный не способен дойти до такого. Бункерный карлик разочаровал нас в человечестве.

Как в Польше оценивают нашу власть - знаю, что сейчас "мода на Зеленского"?

Зеленский в сложной ситуации во время войны, как и другие топовые политики, показывает себя с наилучшей стороны. Сейчас в Польше Зеленского буквально обожают. До войны считали его несерьезной политической фигурой. Сейчас знакомая говорит: "Прежде всего, когда просыпаюсь - читаю, в порядке ли ваш президент". На Западе он позиционирует страну очень хорошо. В Польше его слушают, смотрят и хвалят. Хорошо говорит – и это сейчас является его большим плюсом. Я не поклонница Зеленского, но сейчас он на своем месте. В это время людям нужно, чтобы кто-нибудь к ним хорошо говорил. Сейчас пытаются отвергать любые политические споры. Создают ненужные слабины.

Сейчас знакомая говорит: "Прежде всего, когда просыпаюсь - читаю, в порядке ли ваш президент"

Приобщались ли к волонтерской деятельности, когда в Украине началась война? Волонтерят ли знакомые?

На железнодорожном вокзале Кракова какой-то день волонтеров было больше, чем наших беженцев. Второй день войны пошла в украинское общество, спрашивала, чем могу помочь. Желающих были десятки. Никто толком никакой работы не давал, потому что было очень много желающих. В основном встречала на границе своих знакомых и родственников. Племянницу с детьми, подругу с ребёнком. Первые дни были очень активны – знакомые звонили, спрашивали, где поселить беженцев. Кто-то информацию о предложениях с жильем давал – в этом взаимодействовали. Сформировалась целая цепочка нужных связей. Сейчас знаю, кому написать, позвонить, если просят поселить украинцев. Так нашли жилье уже десяткам людей.

Автор: Facebook
  Валентина Лось – историк, исследовательница, кандидат исторических наук. До 2014 года проживала в Киеве, работала научным сотрудником Института рукописи Национальной библиотеки им. Вернадского. В 2014 году выехала с мужем в Краков. Работает на кафедре украинского языка Ягеллонского университета в Кракове. Помогает обустроиться украинским беженцам. Проводит курсы украинского для поляков
Валентина Лось – историк, исследовательница, кандидат исторических наук. До 2014 года проживала в Киеве, работала научным сотрудником Института рукописи Национальной библиотеки им. Вернадского. В 2014 году выехала с мужем в Краков. Работает на кафедре украинского языка Ягеллонского университета в Кракове. Помогает обустроиться украинским беженцам. Проводит курсы украинского для поляков

Как вы оцениваете помощь поляков?

Поляки были настолько вовлечены в это, что буквально каждый хотел помочь. Доставали в Польше бронежилеты, из Германии завозили продукты. За месяц войны энтузиазм не убавился. Когда бросили клич принести украинцам детские вещи – столько желающих откликнулись, что через час написали: "Уже не нужно нести вещи для детей. Некуда складывать". В магазинах люди ходили с огромными тележками, полными подгузников – было видно, что явно не для своих детей. Переговаривались: "А вы куда везете? А мы тогда в другой волонтерский центр". Делились между собой адресами, где еще принимают помощь беженцам. Президент Кракова объявил сбор вещей. Через несколько дней сообщил, что закрывают, потому что склады переполнены.

Что в основе такого желания?

Первое – это был чисто человеческий порыв – помочь, поддержать. Знаю случаи, когда люди в двухкомнатной квартире сына отправляли к родственникам, а его комнату отдавали украинцам. Сейчас поляки нас понимают, потому что долгое время были под российским гнетом. Эта память очень сильна. Не хотят повторения. В Польше понимают, что мы сейчас их защищаем. Чувствуют обязанность помочь нашим женщинам и детям. Знакомый поляк говорит: "Украина еще не выиграла, но Россия уже проиграла". Недавно искали работу знакомой, ранее работавшей в библиотеке Вернадского в Киеве. До войны жила в Буче. Выехала сейчас в Краков.

В Польше понимают, что мы сейчас их защищаем. Чувствуют обязанность помочь нашим женщинам и детям

Через знакомых обратились к декану исторического факультета университета. При встрече он сказал: "Мы вам обязаны помочь. Вы сейчас защищаете всю Европу". Предлагая ей работу, уточнил: "Не знаю, будет ли пани еще долгое время в Польше, возможно, вы уже вернетесь домой". А потом добавил: "А может, уже Польши не будет. Мы не знаем, что будет дальше. Вы сейчас Европу держите". Это мнение польского общества. Не знаю, сколько такой подъем будет продолжаться, но сейчас все на высоком уровне. И это не столько правительственные меры, сколько простые люди. Все идет снизу. Пока правительственные учреждения только приходили в сознание – люди уже бежали, несли и помогали. Детям племянницы нужно было получить "песель" (аналог украинского идентификационного кода. – Gazeta.ua) – в инстанциях увидели, что все таблички продублировали на украинском языке.

Правда ли, что возникают конфликты из-за отказа украинцев принимать помощь?

Бывают комические ситуации, когда приезжают состоятельные люди, привыкшие к комфорту. А поляки предлагают то, что есть. Удивлены, что людям это не нужно. Есть знакомый чиновник в маленьком городке в Малопольском воеводстве. Благодаря ему многих наших беженцев поселили на этом курорте – это санаторный город. Бывает он пишет: есть жилье для 6 человек. Я нахожу людей – они начинают спрашивать об условиях. Не могу спрашивать у человека, какие условия предлагает, потому что он дает бесплатное жилье. Разные есть беженцы. Поляки по этому поводу шутят, что натолкнулись на богатых переселенцев. Но есть большое количество тех украинцев, которые действительно нуждаются.

Много ли украинцев планирует оставаться в Польше?

Основная масса людей хочет вернуться домой. Это несколько другие люди, чем работники, которые приезжали сознательно. Первые дни войны читала посты на Facebook: "Где снять жилье на 2 недели?" Сейчас в Кракове найти жилье нереально, но по запросам аренды можно посмотреть, что люди дольше чем на несколько месяцев не собираются оставаться, планируют ехать домой. Кто приехал и не имеет средств – вынуждены искать работу. Конечно, большинство – это женщины с маленькими детьми – поляки их содержат, дают бесплатное жилье. Подруге дали маленький домик в горах, там прекрасные виды. Сказали: "Живите, сколько хотите". Другой семье дали домик до лета – сказали, что все оплатят. Предоставляют бесплатное питание, социальные выплаты. Конечно, все это продлится несколько месяцев. Закономерно, что кто-то останется, кто-то поедет дальше, кто-то найдет себе работу, которая устроит.

Первые дни войны читала посты на Facebook: "Где снять жилье на 2 недели?"

Заинтересованы ли поляки в украинских специалистах?

Сейчас нуждаются в украинских педагогах и врачах. Когда раньше врачи приезжали в Польшу – был сложный процесс подтверждения диплома. Это и по времени долго, и стоит дорого. Сейчас процесс упрашивают. В Польше это выгодно не только потому, что наши врачи смогут принимать украинцев. Здесь испытывают проблему с количеством медиков. Многие выехали в разные страны, в Германию. В Польше не хватает врачей, люди записываются в очередь на несколько месяцев вперед. Также есть отдельные программы для украинцев по типу грантов. Ученым дают возможность читать лекции. Получить деньги за свой труд. Культурные организации организуют вечера.

В Польше не хватает врачей, люди записываются в очередь через несколько месяцев вперед

Декан исторического факультета рассказывал, что приехала музыкант из Харькова – поляки организовали концерты. Она сможет заработать гонорар, а поляки послушают музыку. Конечно, это не на постоянной основе, но на несколько месяцев они могут поддержать людей на должном уровне. Заплатить за коммунальные сервисы.
Такой интерес к Украине не помню, когда последний раз был в Польше. Сегодня позвонил человек из народного театра в Кракове. Ищут переводы польских книг на украинский язык, потому что будут представления. Приглашают на рецитацию стихов украинских авторов. Культурный подъем, интерес на разных уровнях.

Как интегрируются дети в польское общество?

У нас сейчас в квартире трое детей – моя дочь и двое детей племянницы, приехавших из Украины. Вспоминают, как спали в одежде, бегали в подвалы – почувствовали войну на себе. Когда приехали сюда, сказали: "Хорошо, что здесь можем спокойно играть на площадке. А у нас война - у нас нельзя играть. Хорошо, что можно спать в своей постели в пижаме". Дети рисуют карикатуры путина, придумают песенки. Мой ребенок как-то пришел из школы – рассказывал, что польские мальчики стучатся соком в стаканах и говорят: "За Украину!". Ребенок был обрадован.

Польские мальчики цокаются соком в стаканах и говорят: "За Украину!"

Сейчас Краков наполнен украинскими флагами, надписями на украинском. Приехавшие дети тоже гордятся, спрашивают, все ли это для нас. Каждый вечер молимся – и дети молятся. Для матерей с детьми в Польше много объявлений. Дома культуры предлагают для украинских детей занятия, чтобы дать мамам немного отдохнуть. А детям почувствовать себя в среде польских детей, услышать их, увидеть.

Поляки печатают предложения: "Оставляйте детей с такого-то до такого часа – будем с ними бесплатно сидеть". Воспользовались этим с детьми племянницы – дети играли в детском центре. Я за своего ребенка плачу, а детки из Украины играют бесплатно. На выходные пока подобных вариантов не нашли.

Пошли ли дети в школу вместе с поляками?

Когда дети племянницы запланировали ехать, нашла информацию, что украинская школа открывается в Кракове. Когда на следующий день позвонили по телефону – мне сказали, что уже закрыто, набрали. По голосу поняла, что звоню уже не первая. Взяла детей, пошли в школу, в которой учится мой ребенок. Спросила директора, объяснила, что ищем украинскую школу, потому что дети не планируют эмиграцию. Директор сказала: "Вы ищите, но дети уже будут ходить в польскую". Дали новые портфели, учебники, мальчику старшему, который ходит в бассейн – все необходимое для плавания. Также есть бесплатные обеды.

Директор сказала: "Вы ищите, но дети уже будут ходить в польскую школу"

Некоторые выбирают онлайн обучение. Потому что в польской школе сложнее – не понимают язык. Есть культурные помощники, помогают, но не могут сидеть все уроки у одного ребенка. Дети племянницы пока справляются. Правда, старший парень жалуется, что польский и английский в голове перепутались. Шучу, что ради бесплатных обедов и бассейна – должны учить польский. Дружат с мальчиками из Украины, но пообщались и с польскими детьми. У нас школа переполнена, детей слишком много. Две недели назад спрашивала, сколько взяли украинцев – сказали, что 20.

В Польше вы проводите курсы украинского языка?

В первую очередь появились курсы украинского для волонтеров. Кафедра украинского языка Ягеллонского университета, где я работаю, включилась во все это очень активно. Проводят онлайн – такое большое количество людей организовать стационарно тяжело. Позже решили сделать курсы для библиотекарей. Не ожидали такого интереса. Спросила подругу польку: "Знаешь, сколько библиотекарей из Польши записались на курсы украинского языка?" Она говорит: "Ну, трое?" На самом деле заявок на онлайн курс начального украинского языка для библиотекарей подали 758 человек. Потребность действительно есть. Приехали многие женщины с детьми. Много есть объявлений: "Где можно взять книжечку на украинском для ребенка?" Ребенок в десятый раз читает книгу, которую захватила мама в дорогу. И мамы хотят читать. Людям здесь эмоционально сложно – книги отвлекают.

Заявок на онлайн курс начального украинского языка для библиотекарей подали 758 человек

Как события в Украине изменяют мир?

Сейчас происходит определенное изменение мировой системы. После Второй мировой раздел состоялся, его приняли. 2011-го известный израильский историк, философ Ювалл Ной Харрари написал книгу "Человек разумный. История человечества от прошлого до будущего". Писал, что на сегодняшний день войны уже невозможны. Возможны какие-то конфликты, но изменить что-либо глобально уже нереально. На сегодняшний день автор признал свою ошибку – все может меняться. Сейчас это происходит. И изменения будут зависеть от того, как из войны выйдет Украина. На нас лежит огромное бремя. Долгое время была проблема в отсутствии национальной идеи, самосознания. На этом сыграл бункерный карлик. Такие глобальные изменения, как сейчас происходят, должны отразиться на сознании людей. Война – это толчок. Очень жестокий, но толчок к переменам.

Сейчас вы читаете новость «"В Польше понимают, что мы их сейчас защищаем" – историк Валентина Лось». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть