Вместе с изменением состава правительства президент Виктор Янукович второй раз назначил министром образования и науки Дмитрия Табачника. О состоянии сферы образования за последние годы в интервью Gazeta.ua рассказал бывший министр образования Станислав Николаенко.
Что изменилось в сфере образования за время управления Дмитрия Табачника?
- На самом деле, сейчас все зависит не от фамилии министра, а от самой системы. Административная реформа, которая задумывалась в начале прихода к власти президента, коснулась Министерства науки, образования, семьи, молодежи и спорта. Я считаю, что время показало, что таки объединения до кучи "трепетной лани" с "конем" не совсем правильно сработало.
Почему, в чем это проявляется?
- Прежде всего, осталась без должного внимания такое важное звено как средняя школа. В подразделении министерства, которое занимается проблемами средней школы, явно недостаточно сил для того, чтобы вырабатывать стратегию, влиять на регионы, влиять на жизнь школы. Мы постоянно слышим, что возникают какие-то скандалы то с публикациями, то с учебниками, то с содержанием программ. Дело в том, что школа нуждается в первоочередном внимании общества.
Если власть сегодня пошла на то, чтобы разъединить министерство экономики и промышленной политикии, то здесь также должно быть хотя бы такой шаг как отделение в отдельное министерство вопросов семьи и спорта.
Будет ли там Табачник, или Николаенко, или Кремень-какая разница. Главное, что не хватает внимания к образованию. Так, например, сегодняшнее министерство занимается 120-ю федерациями спорта. В этой области постоянно какие-то насущные проблемы - то олимпиады, то чемпионат - на это все нужно постоянно отвлекаться, бюджет какой-то выделять.
Зачем их тогда объединяли?
- Трудно сказать. У нас возникает определенный парадокс - в Верховной Раде есть два комитета: науки и образования и комитет семьи молодежи и спорта. На местах тоже - областные управления образования и спорта тоже не соединились. Получается, что министерство одно, в законодательной власти два органа, а внизу тоже два. Жизнь подсказывает, что никто эти два направления объединять не спешит. Потому что это не совсем одни и эти же функции. Оставлять такого монстра в виде этого министерства - это управленческое неправильное решение и система постоянно будет давать сбой.
То есть, в дальнейшем стоит ожидание все больших проблем в образовании?
- Да, конечно, сейчас просто махнули на эти проблемы рукой и думают, что так и нужно. А мы в образовательной отрасли только отстаем, отстаем и отстаем. А сегодня надо сконцентрироваться на технических средствах обучения, на техническом образовании.
Вот критикуют министра за какой-то учебник или букварь, а может ли он сегодня из 200 или 300 учебников, выходит из стен Минобразования, знать что там написано?
Почему власть на это не идет? Она не заинтересована в улучшении этой сферы?
- Да. Вот ввели сейчас вице-премьера по гуманитарным вопросам - это хорошо. Но поставили человека, который не совсем разбирается в этих вопросах (вице-премьером по гуманитарным вопросам стал экс-министр иностранных дел Константин Грищенко - ред.). Он был хорошим министром иностранных дел и во всех своих вопросах разбирался. Но гуманитарная сфера - это достаточно широкое поле для деятельности. Это и функционирования украинского языка и функционирования церквей на территории Украины, и отношения между национальностями, это образование, медицина и т.д. Поэтому гуманитарное направление в Украине заброшенное, а к образованию вообще относятся абсолютно прохладно.
Когда у власти будет политическая воля это изменить?
- Мы видим не совсем позитивные международные оценки нашего образования, мы видим, что общество не удовлетворено и когда это изменится - трудно сказать. Это все будет зависеть от президента и от правительства. Пока я вижу, что у нас в образовательной отрасли работает остаточный принцип.
Поэтому такой процесс в образовании и в дальнейшем будет продолжаться. Подъема я пока не вижу и не прогнозирую его. Учитывая экономику, учитывая структуру министерства, где есть департамент по обслуживанию деятельности министра, но нет департамента, который бы занимался дошкольными учебными заведениями - других выводов делать не приходится.
Комментарии
7