9-летний школьник Виталий Нечаев из города Звенигородка, что на Черкасщине, читает лекции студентам третьего курса.
Вундеркинд уже второй раз проводит пару на историческом факультете учебно-научного Института истории и философии Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого. Сам же учится в четвертом классе Звенигородской специализированной школы имени Шевченко.
Об 11.24, после звонка, Виталий в костюме заходит в аудиторию, где уже ждут более двух десятков студентов. На руке у него часы с коричневым кожаным куличики - подарок от президента Украины в День защиты детей. Он приветствуется и сразу начинает читать лекцию на тему "Киевская Русь".
Виталий начинает лекцию со времен расселения славян, основание Киева в V в. и завершает татаро-монгольским нашествием в XIII и образованием Галицко-Волынского княжества. Студенты слушают, но ничего не записывают. Время от времени Виталий показывает указкой на карту. Иллюстрирует лекцию датами и вспоминает имена князей и тогдашних царей и полководцев. Читает из памяти, никуда не подглядывая. Его лекция длится почти полчаса.
"Есть у кого-то вопросы?" - спрашивает у студентов после лекции Виталий. Студенты молчат.
"Конечно уровень преподавания не университетский. Ничего нового он нам не сказал. Да все равно интересно. Вспомнили, что уже выучили. Интересно то, что он маленький. Его можно похвалить за то, что ребенок не сидит у компьютера, а читает, развивается и занимается собой", - говорит после лекции 18-летняя студентка Алла Йовко.
"Были и ошибки в лекции, но незначительные, и то от волнения. Этот материал мы учим на первом курсе. Конечно и лекция неполная. Мы более глубоко изучаем это все. Но для школьного уровня, для уровня старших классов, знания безупречны", - говорит другая студентка.
Виталий научился читать и писать в три года. Еще до того, как пошел в школу перечитал все учебники по географии и истории. Признается, что хотя и все знал, готовился к лекции 4 дня.
"Ребенок чрезвычайно одаренный. Его преимущество над современными детьми в том, что он читает. Его свободно можно принимать на первый курс исторического факультета", - отмечает профессор истории Анатолий Морозов, 66 лет.
После лекции парень выпивает стакан воды. Волнуется.
"Я не знаю, как мне удается все запоминать. Видимо память развита. Хочу стать доктором исторических наук, потому что мне это нравится. Хочется знать, что было до того, как я появился на свет. Раньше мне нравилась география, но я начал интересоваться, что было на месте современных стран в прошлом. Ответ нашел в книгах по истории. В школе люблю все предметы, но больше - математику и английский язык. Уроков истории еще нет", - рассказывает вундеркинд.
Сейчас он пишет книгу по истории. Раньше же мечтал стать президентом.
"Это была просто детская мечта. Просто хотел сделать порядок в этой стране. Чтобы были бесплатное образование, большая зарплата. Но решил что лучше быть историком, чем политиком", - объясняет парень.
Мама Виталия 29-летняя Ольга Нечаева на лекции сидела в первом ряду среди студентов, чтобы сын не так волновался.
"В школе он обычный парень. Учится на отлично. С рисованием не очень получается. Но он - еще ребенок. Нужно много пройти, выучиться, чтобы стать великим человеком. Сейчас он хочет стать историком. И я ему во всем буду содействовать", - говорит мама Виталия.
В 2011 году парень принимал участие во Всеукраинском конкурсе "Чудо-ребенок - 2011" и стал лауреатом в номинации "Самый удивительный". Того же года стал лауреатом премии "Гордость страны" в номинации "Редкий талант". Участвовал в международных конкурсах и олимпиадах по истории, математике и иностранному языку.
"Приятно поражен общением с Виталием. Это - еще одно подтверждение, что Черкасщина, как и вся Украина, имеет большой интеллектуальный потенциал, начиная с детского возраста", - говорит профессор Василий Мельниченко, директор учебно-научного Института истории и философии Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого.
"Было бы хорошо, чтобы внимание к таким детям была не эпизодической, а постоянной. Уже давно назрела необходимость в разработке общегосударственных и местных программ и фондов поддержки таких детей. Для них, кроме того, нужно разрабатывать и индивидуальные учебные программы, учитывающие уровень интеллектуального развития и возрастные особенности", - добавил профессор.
Комментарии
8