Ексклюзивы
пятница, 26 июля 2024 19:30

Символ или необходимость: в Украине заговорили о восстановлении легендарной "Мрии"
5

Украинское авиастроение имеет давнюю и богатую историю, полную значительных достижений и инноваций. Еще в советское время на киевском КБ имени Антонова (сейчас ГП "Антонов") создавались самолеты под различные цели и задачи, в том числе и гиганты военно-транспортной авиации такие как Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия", которые впоследствии прославили наше государство на весь мир.

Автор: eastnews.ua
  В Украине заговорили о восстановлении «Мрии»
В Украине заговорили о восстановлении «Мрии»

Несмотря на разные периоды отечественной авиационной промышленности, эти машины продолжали реализовывать казалось бы нереальные задачи, устанавливая рекорд за рекордом. В конце февраля 2022 года, в результате халатности чиновников ГП "Антонов", которые вовремя не эвакуировали машину Ан-225 "Мрия" из аэропорта в г. Гостомель Киевской области, самолет был уничтожен оккупантами.

Автор: eastnews.ua
  В конце февраля 2022 года, в результате халатности чиновников ГП «Антонов», которые вовремя не эвакуировали машину Ан-225 «Мрия» из аэропорта в г. Гостомель Киевской области, самолет был уничтожен
В конце февраля 2022 года, в результате халатности чиновников ГП «Антонов», которые вовремя не эвакуировали машину Ан-225 «Мрия» из аэропорта в г. Гостомель Киевской области, самолет был уничтожен

Путь легендарной "Мрии"

Ан-225 создавался в конце 1980-х годов на базе уже существующего великана Ан-124 "Руслан". "Мрия" стала самым большим и самым мощным самолетом в мире. Размах крыла самолета составлял 88,4 метра, а общая длина 84 метра. За счет рекордной грузоподъемности, самолет мог вмещать около 250 тонн груза.

Решение о создании самого большого судна в мире в первую очередь было обусловлено космической программой Советского Союза. Ан-225 должен был транспортировать космический корабль "Буран", а также различные компоненты ракетных систем.

Автор: eastnews.ua
  «Мрия» стала самым большим и самым мощным самолетом в мире. Размах крыла самолета составлял 88,4 метра, а общая длина 84 метра
«Мрия» стала самым большим и самым мощным самолетом в мире. Размах крыла самолета составлял 88,4 метра, а общая длина 84 метра

После того, как советская ракетная программа свернулась, самолет Ан-225 решили законсервировать. Впоследствии, во времена независимой Украины, самолет снова начали использовать, но уже в составе украинской грузовой авиакомпании "Авиалинии Антонова" для коммерческих рейсов. "Мрию" привлекли к перевозке сверхтяжелых и нестандартных грузов.

Второе дыхание Ан-225 открылось в 2002 году. В рамках своего первого коммерческого полета самолет перевез почти 200 тонн пищевых продуктов для американских военных в Омане. В целом в достижения "Мрии" входят многочисленные перевозки именно уникальных грузов. Она даже была внесена в книгу рекордов Гиннеса в 2009 году за перевозку крупнейшего в истории моногруза весом более 187 тонн. Тогда самолет доставил генератор со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван.

"Мрия" транспортировала самый длинный груз в истории воздушных перевозок

Год спустя "Мрия" транспортировала самый длинный груз в истории воздушных перевозок. Две лопасти от ветряка длиной по 42,1 м каждая были доставлены из Китая в Данию.

Самолет активно привлекали и к гуманитарным миссиям. Он доставлял грузы, генераторы и вспомогательную технику для пострадавших от землетрясений и цунами в Японии в 2011 году.

В разгар пандемии Covid-19 Ан-225 был задействован для перевозки предметов медицинского назначения в объемах, которые нельзя сравнить с другими самолетами. Только в 2020 году Ан-225 перевез более 1300 тонн медицинских и гуманитарных грузов. Тогда весь парк самолетов Ан-124 "Руслан" был полностью забронирован, а "Мрия" была использована как решение для неотложных логистических миссий.

Автор: eastnews.ua
  Самолет активно привлекали не только к перевозке заказных грузов, но и к гуманитарным миссиям
Самолет активно привлекали не только к перевозке заказных грузов, но и к гуманитарным миссиям

Всего Ан-225 "Мрия" установил 240 мировых рекордов, что является абсолютно беспрецедентным случаем в авиации.

Возрождение символа: актуально или нет?

Уже более двух лет в СМИ время от времени появляются заявления чиновников и экспертов по восстановлению "Мрии" - символа несокрушимости украинского народа. По разным оценкам, такой проект будет стоить от сотен тысяч до нескольких миллиардов долларов. В 2023 году и.о. генерального директора ГП "Антонов" отмечал, что команда ГП "Антонов" собственными силами будет создавать новые проекты для восстановления "Мрии" и никаких государственных средств или дотаций из бюджета на этот проект не планируется. В Украине даже был открыт международный благотворительный фонд по восстановлению крупнейшего в мире самолета Ан-225 "Мрия", но пока неизвестно как продвигаются дела со сбором средств.

Недавно на полях саммита НАТО в Вашингтоне украинские чиновники снова заговорили о возрождении самолета Ан-225. В комментарии Укринформу председатель наблюдательного совета Укроборонпрома Давид Ломджария заявил, что страна уже имеет планы как это сделать.

Когда говорят о восстановлении "Мрии", то следует понимать, что речь идет о создании самолета из компонентов, которые остались от уничтоженного оккупантами Ан-225, а также из деталей, которые были предназначены для второй "Мрии", строительство которой началось еще в советские времена.

Капитан самолета Ан-225 "Мрия" Дмитрий Антонов сообщал, что "Мрия" отстроена на 70%, в частности уже есть фюзеляж и крыло.

"Для самолета осталось сделать некоторое новое оборудование. Это - система управления полетом, топливная система, а также гидравлическая. Но в этом есть позитив. Все эти системы будут новейшими и их можно в будущем использовать на "Русланах", - пояснил он.

Для того, чтобы восстановить Ан-225 уйдет пять-семь лет

В свою очередь, в комментарии Gazeta.ua генеральный авиаконструктор Украины, глава ГП "Антонов" в 2006 - 2015 годах Дмитрий Кива (в среду, 24 июля, Дмитрий Кива умер на 82 году жизни. - Gazeta.ua) сообщал, что на "Мрии" сгорело очень много компонентов, которые будет трудно восстановить. Большинство из них были российского производства. Чтобы говорить о восстановлении "Мрии", необходимо покупать оборудование в западных странах.

"Кроме того, такие компоненты двигателя Д-18Т, как гидравлическая система, система управления и вспомогательная силовая установка тоже российского производства. Если в новом самолете "Мрия" использовать компоненты западного производства, то это большие затраты. Необходимо также будет проходить испытания и сертификацию. Для того, чтобы восстановить Ан-225 уйдет пять-семь лет и от трех до пяти миллиардов долларов", - сказал он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Boeing и "Антонов" планируют совместно производить беспилотники

Генеральный авиаконструктор Украины считает, что сейчас в Украине не те времена, чтобы восстанавливать "Мрию". Это никогда не окупится, а деньги будут потрачены на "символ".

Спрос и компромисс

Такой дорогостоящий проект должен быть в первую очередь востребованным. Но будет ли спрос на новую "Мрию"? По данным издания Finance.ua, в 2021 год Ан-225 совершил 49 рейсов, а за 2020 - 54. Это чуть больше чем четыре коммерческих полета в месяц. В свою очередь, каждый из "Русланов" использовался в 3-4 раза интенсивнее. В 2021 году все Ан-124 в 2021 совершили 1418 рейсов, в среднем 212 на самолет. В 2020 - 1245, в среднем 178 рейсов на самолет. И это учитывая то, что за последние два года существования "Мрия" налетала 890 часов, а общий налет самолета за 33 года работы составил пять тыс. часов.

Возвращаясь к истокам создания Ан-225 "Мрия", генеральный авиаконструктор Украины Дмитрий Кива отмечает, что самолет создавали под конкретную цель - перевозку космического корабля "Буран".

"Изюминка Ан-225 - это перевозка уникальных грузов. Нет смысла на таком самолете транспортировать обычный груз. Выгоднее воспользоваться двумя меньшими машинами. Новая "Мрия" не пользовалась бы большим спросом", - говорит специалист.

В качестве компромисса для восстановления украинской авиационной промышленности он видит модернизацию самолета Ан-124 "Руслан". Тем более, что в Европе уже серьезно задумались над созданием машины, которая могла бы заменить флагман украинской авиации.

Автор: eastnews.ua
  Всего Ан-225 «Мрия» установил 240 мировых рекордов, что является абсолютно беспрецедентным случаем в авиации
Всего Ан-225 «Мрия» установил 240 мировых рекордов, что является абсолютно беспрецедентным случаем в авиации
"Руслан" является более практичным для загрузки грузов. Самолет имеет и переднюю и заднюю рампы

Это логично. Ведь эксплуатация Ан-124 экономически выгоднее - самолеты специально создавались под задачи транспортировки груза, в отличие от "Мрии".

Более того, "Руслан" является более практичным для загрузки грузов. Самолет имеет и переднюю и заднюю рампы, в то время как "Мрия" только переднюю.

Безусловно "Мрия" - это украинский символ и бренд, но рентабельность проекта по ее восстановлению вызывает вопросы, особенно учитывая войну в Украине. Реалистичным он выглядит только в кооперации с иностранными партнерами, в частности с привлечением средств иностранных государств. Кроме того, нельзя сказать насколько такой проект может стать толчком к восстановлению украинской авиационной промышленности в целом, которая сейчас переживает упадок. Отрасль точно требует изменений и новых решений. Возможно украинскому ГП "Антонов" стоит прибегнуть к ее реинкарнации через создание беспилотников, которые сейчас необходимы армии, и меньших самолетов, чтобы в будущем вернуть себе звание лидера в производстве самолетов-великанов?

Сейчас вы читаете новость «Символ или необходимость: в Украине заговорили о восстановлении легендарной "Мрии"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть