Аудит - это не быстрое дело. Решение СНБО - это задача на перспективу. До выборов ее реализовывать не будут. После могут начаться обсуждения, как на практике это должно выглядеть.
Говорит в комментарии для Gazeta.ua военный эксперт Валентин Бадрак.
"Может быть несколько вариантов. Если аудит будет делать иностранная структура, возникнет много дополнительных вопросов. Насколько глубокий анализ Укроборонпрома может сделать зарубежная компания, чтобы это не помешало Украине и не нарушило закон о государственной тайне. Если аудит будет проводить украинская структура, его результаты могут быть не объективными. Также нужно очень тщательно выбирать аудитора, исследовать его профессионализм", - объясняет он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Луценко назвал сумму убытков Укроборонпрома
По мнению эксперта, если мы хотим изменить систему, нам не очень нужен аудит сам по себе.
"Он не является панацеей. Военно-политическое руководство прекрасно понимает все проблемы и недостатки оборонных закупок, которое осуществляется формате ручного управления. В начале войны передачи полномочий в одни руки было оправдано, но сейчас это не так. Ручное управление очень тормозит международное сотрудничество с зарубежными инвесторами. Они не имеют гарантий. Их контракты с Укроборонпромом зависят от настроения определенных лиц.
Всего государственный оборонный заказ для армии в прошлом году составляло 18 миллиардов гривен. Его реализацию и расходы этих денег невозможно проконтролировать. Оно полностью находится под грифом "секретно". Общество, эксперты не могут принимать решения о том, как надо реализовывать эти деньги. Нам говорят, что закупили турецкие самолеты. Но те люди, которые принимали это решение, не советовались ни с кем. Они единолично решают, чем должны пользоваться наши военные. Эту опцию надо передать от Укроборонпрома к полномочиям правительства", - отмечает Валентин Бадрак.
Он настаивает, что надо рассекретить часть оборонных закупок.
"Безусловно мы не можем открыть весь гособоронзаказ. Находимся в состоянии войны, это может нам навредить. Надо рассекретить информацию о том, сколько единиц техники закупили, но не называть номенклатуру. Например, сказать, что закупили 10 танков, но не надо уточнять какой именно модели. Также нельзя открывать информацию о наших технических разработках оружия, например, ракет или боевой техники. Это будет удар по своим же позициях. Именно по такому формату реализуют госзаказ страны НАТО. Но у них есть открытая процедура обсуждения, прозрачные тендеры. Тоже должны стремиться к этому. Ведь если хотим стать частью Альянса, должны нормировать эту систему", - добавляет эксперт.
6 марта президент Украины Петр Порошенко собрал экстренное заседание Совета национальной безопасности и обороны, где решили провести международный аудит Укроборонпрома. Также СНБО поручил Генпрокуратуре, СБУ, НАБУ и Держбюро расследований проверить изложенные в СМИ факты коррупции в сфере оборонных закупок.
Комментарии