Войска Российской Федерации пытаются окружить и Лисичанск, и Северодонецк уже много недель. Оккупанты хотят перерезать дорогу на Бахмут. На севере Луганщины складывается тяжелая ситуация, но повторение окружения, как было в Мариуполе, маловероятно. Сейчас важны поставки оружия, но Кремль начал информационную контратаку на западные медиа и политиков.
О том, как сохранить Украину в повестке дня в мире, чем грозит ситуация в Луганской области и как выиграть битву за море в интервью Gazeta.ua рассказал Павел Лакийчук, руководитель проектов Центра глобалистики "Стратегия XXI".
Министр обороны Алексей Резников говорит, что западные политики и медиа теряют интерес к войне в Украине. Как быть на слуху?
Западные СМИ формируют общественное мнение, а политики на него опираются в своей деятельности. Поэтому, прежде всего, нужно работать с медиа. Россия переходит в информационное контрнаступление, выдвигают нужные им месседжи. Мощное информационное влияние вызывает ответную общественную реакцию. А на нее реагируют западные политики.
Приоритет у нас один - нужно продвигать нашу позицию, делиться правдой о преступлениях россиян, не быть пассивными. Касается и дипломатов, и журналистов. Это может повлиять на видение ситуации западным обществом, на поддержку Украины. Она важна не только потому, что мы рассчитываем на западное оружие. Это также и санкции, и вопросы членства России в интернациональных организациях. Потому что там Москва может продвигать свою искаженную позицию.
Резников убежден, что Украина готова освободить захваченные территории, как только получит современные реактивные системы залпового огня и ствольную артиллерию. Ибо нынешних поставок недостаточно. Когда мы сможем получить необходимое вооружение?
Это снова зависит от работы наших дипломатов, политиков с западными партнерами. В зависимости от того, как мы будем направлять общественное мнение, соответственно будут действовать иностранные политики.
Не надо говорить, что Украина не имеет права чего-то требовать от Запада
Многим не нравится форма работы нашего посла в Германии Андрея Мельника. Она им кажется агрессивной. Западные коллеги говорят, что он слишком недипломатический. На самом деле, других путей нет, когда убедить политиков не удается. Остаются только жесткие способы приведения людей в чувство. И не надо говорить, что Украина не имеет права требовать от Запада ничего.
"Сейчас артиллерийская война. На передовой будет теперь решаться будущее, и мы проигрываем с точки зрения артиллерии", - сказал заместитель главы военной разведки Вадим Скибицкий. По словам главнокомандующего Вооруженными силами Валерия Залужного, у россиян 10-кратное огневое преимущество. Как нам переломить ситуацию в свою пользу?
Часто все сводят к статистическим данным - сколько у кого танков, пушек или солдат. И на этих основаниях делают нелестные выводы. Ряд разведок ведущих государств, в частности, британцы, американцы именно на таких расчетах предусматривали победу России в течение трех дней. Когда этого не произошло, они были вынуждены пересматривать свои ошибочные выводы и учитывать другие факторы.
Победу на войне кует солдат. Наши люди обладают высокой мотивацией и способностями - это определяет победу. Наличие артиллерии и танков - жизнь наших солдат. Это немаловажный момент - насыщение войска современными средствами поражения. Он спасет тысячи жизней. Это нужно подчеркивать. То есть важнее, чтобы были обучены и подготовлены люди.
Враг не задумывается, чтобы каждый снаряд попал в цель, действуют по-русски - разрушают все населенные пункты
Центр Северодонецка в Луганской области перешел под контроль врага. Там оккупанты имеют серьезное преимущество в артиллерии. Какие там их окончательные цели?
Да, противник действительно имеет, возможно, 10-кратное преимущество в средствах огневого поражения. На Северодонецком направлении это началось фактически с апреля. Мощные обстрелы и Северодонецка, и Лисичанска разрушают все подряд. Враг не задумывается, чтобы каждый снаряд попал в цель, действуют по-русски - разрушают все населенные пункты. Это не их земля - им не жалко.
Северодонецк - это небольшой город. А большая часть его - промзона. Я бы не говорил, что противник захватил центр Северодонецка. Часть города точно удерживают россияне. Промзону - наши бойцы. А большая часть - это зона боевых действий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россия действует как ИГИЛ" - политолог о решении казнить воинов иностранного легиона
Сейчас в российских СМИ публикуют новости, что на "Азоте" в Северодонецке может повториться сценарий Азовстали. Уже разрушили второй мост из трех через реку. Насколько возможен подобный сценарий?
Враг смог разрушить все три моста к Лисичанску. Последний мост постоянно обстреливался, но им можно было передвигаться. Сейчас стоит под угрозой обеспечения наших войск. Эвакуацию населения делает невозможной. Это плохой симптом.
Но река сейчас обмелела, и, возможно, мы уже нашли другие пути поставки средств и поддержания связи с гарнизоном в Северодонецке. Я уверен, что Мариуполя с Северодонецком не будет. Там враг в считанные дни захватил очень широкую полосу фронта и оттеснил наши войска на сотни километров. Северодонецк в совершенно ином стратегическом положении - рядом Лисичанск, тактическое положение которого имеет ряд преимуществ как для обороны, там и для поддержки гарнизона через реку.
Россия пытается окружить и Лисичанск, и Северодонецк уже много недель. Хотят перерезать дорогу на Бахмут. Нам нужно уделять этому особое внимание, ведь оцепление будет оперативным успехом врага.
Так россияне могут оккупировать всю Луганщину. Это возможно?
Они наступают и с юга, и с севера. Это классическая попытка взять в клещи - если говорить по старым учебникам оперативного искусства. Вероятность у них есть. Но есть большой шанс, что мы не дадим им это осуществить. Ведь "щупальца", которые россияне выдвигают, можно окружить также.
В Лисичанске есть мощное водное препятствие впереди, мощные фланги. Город на господствующей высоте
Есть мнение, что оставаться на правом берегу Северского Донца - это политическое решение, а не военное. Будто бы административный центр чрезвычайно нужен. Это так?
Лисичанск значительно удобнее для ведения обороны, чем Северодонецк. Особенно после потери позиций на левом фланге. Там, где господствующие высоты над городом. Оборону вести сложнее и военные прижаты к реке сзади. В Лисичанске есть мощное водное препятствие впереди, мощные фланги. Город на господствующей высоте. Это совсем другая позиция для обороны. Возможно, задача гарнизона Северодонецка - дать время для создания прочной линии обороны позади.
С точки зрения политики - и для нас, и для россиян Северодонецк важен. Для Путина это станет победой, как было с Мариуполем. Для нашего государственного руководства удержание административного центра Луганской области имеет символическое значение. Но я хотел бы, чтобы преобладало мнение военного командования.
Вы говорили, что с поставкой западного противокорабельного вооружения Россия должна уменьшить свои планы в Черном море. Это значит, что уменьшится количество обстрелов? Мы можем разблокировать порты? Сколько времени для этого понадобится?
Активность России с поступлением оружия снизится. Но это не обезопасит от рактеных ударов. Потому что ударов "Калибрамы" непосредственно из Черного моря сейчас осуществляется меньше на 30 процентов от всех ударов крылатыми ракетами. Значительная часть - это удары стратегической авиацией с акватории Каспийского моря, над территорией России, над акваторией Черного моря с дальних бомбардировщиков.
Следует уничтожать носители крылатых ракет и их базы хранения
Даже если мы выгоним россиян в восточную часть Черного моря, это не уменьшит радиус действия их ракет. Здесь следует уничтожать носители крылатых ракет и их базы хранения.
Что касается блокады моря - у нас будет еще больше противокорабельных ракет. Но и у неприятеля они будут. Он будет продолжать угрожать потопить гражданские суда. Решить этот вопрос можно только с помощью коридоров безопасности, обеспеченных кораблями третьих стран. Которые будут готовы к ракетному ответу.
Как Украине выиграть битву за море?
Чтобы выиграть битву за Черное море, нужно нейтрализовать Черноморский флот. Он базируется во временно оккупированном Крыму. Если отожмем его куда-то в Новороссийск, то Черное море будет разблокировано.
Чтобы выиграть битву за Черное море, нужно нейтрализовать Черноморский флот
С Азовским сложнее. Это море мало того, что замкнуто Керченским проливом, который контролирует Россия. Все побережье его - либо территория РФ, либо временно оккупирована Россией. Для разблокировки нужно освободить Крым.
Чего россияне вообще ожидают от битвы за украинское море?
Можно вспомнить, что в 2014-м был проект "Новороссия". Украину хотели отрезать от моря. Тогда это позволило бы доминировать России в регионе. Даже Турция, держащая ключ от черноморских проливов, тогда потеряет влияние.
С экономической точки зрения львиная доля экспорта и импорта производилась через морские порты. Украсть Мариуполь и Бердянск - это 12 процентов всех наших морских перевозок. Заблокировать Николаев и главные порты Одесской агломерации, захватить Херсон - это 80 процентов. Частично заболокированные порты на Дунае. Они маленькие и составляют незначительный процент наших перевозок. Заблокировав наши порты, Россия пытается уничтожить нашу экономику. Хотят нас задушить.
Говорить о том, что российский флот может восстановить свои позиции периода холодной войны - это, по меньшей мере, преувеличение
Миф о российском Черноморском флоте уже разрушен? Могут ли россияне показать что-то неожиданное?
Это действительно миф. Черноморский флот - это часть российского военно-морского флота. Он по сравнению с ведущими флотами мира ничего собой не являет. Это преимущественно устаревшие корабли. Авианосный крейсер "Адмирал Кузнецов" уже седьмой год находится в перманентном ремонте. "Петр Великий" - еще старее, уже историческая реликвия. Говорить о том, что российский флот может восстановить свои позиции периода холодной войны - это, по меньшей мере, преувеличение.
В настоящее время российский флот получает поражения в Черном море от Украины. В этом водоеме никто не имел реальных сил, чтобы сражаться с Россией. Это была лиса в курятнике, которая могла позволить себе все что угодно, потому что не было волка.
После нашей победы мы сможем стать "волком"?
Нам нужно будет быть "санитарами" Черного моря. Мы - мирное государство. Восстановим флот, чтобы могли себя оградить от непредсказуемых соседей. А других врагов, кроме России, у Украины в этом море нет. Поэтому не будет ни политического, ни военного смысла перетягивать с кем-нибудь канат. Когда Россия потерпит поражение, военно-политическая ситуация в черноморской зоне радикально изменится. Корабли дальнего морского действия потребуются для участия в учениях по обеспечению безопасности с нашими союзниками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россия занимается ракетным терроризмом" - куда целятся оккупанты на западе Украины
Каким должен быть украинский флот после победы? Какие ошибки исправить?
В 1990-х нам достались военно-морские силы, которые были обломком Черноморского флота Советского Союза. Он был несбалансированным и недееспособным. И к тому же старым. После захвата Крыма наступил период, когда мы могли бы построить новый флот. Но на востоке нависал страшный враг, и флот был на второстепенных позициях. Только пару лет назад при поддержке британцев и американцев появилось определенное видение того, какой флот потребуется.
Нам нужен флот, который сможет обеспечить безопасность нашего государства в Черном море
Между военными моряками идет спор, какой флот нам нужен. Все сходятся в том, что нам нужен тот, который сможет обеспечить безопасность нашего государства в Черном море. Имеет ли смысл развивать флот дальнего моря – здесь еще идут споры. Главное - защитить себя эффективно, надежно и надолго.
Переходит ли полномасштабная война в затяжной период? Что это значит для Украины и России?
Война длится восемь лет. Есть периоды боевых действий высокой интенсивности, есть позиционная война. Пока не вижу оснований для перехода в окопную войну. Это приведет только к тому, что враг сможет накапливать новые силы. И снова нанести удар, который может быть еще хуже.
С такой интенсивностью сражения будет сложно справиться всем сторонам войны?
Безусловно. В том-то и самое сложное. Либо выгоним врага со своей земли, либо потеряем еще 20 процентов Украины, а потом еще.
Россияне хотят добиться всех целей своей "военной операции". А это ликвидация украинского государства. У нас задача - выстоять и отбросить врага. Освободить все оккупированные за восемь лет территории. Ни Ростов, ни Воронеж нам не нужны.
Либо выгоним врага со своей земли, либо потеряем еще 20 процентов Украины, а потом еще
Темпы войны будут снижаться?
Есть вероятность и снижения, и увеличения. В России - большой мобилизационный ресурс и она его полностью не использовала. Пойдет ли Путин на всеобщую мобилизацию, объявит ли войну - этого никто не знает. Или наоборот, Кремль может довольствоваться украденным югом и востоком и продвигать месседжи, что на этом этапе можно прекратить боевые действия и огонь - как это было уже несколько раз.
Говорят, Россия может ослабить наступление на Донбассе после 22 июня. Действительно ли россияне тоже выдохнутся до сих пор? Сможем ли мы пойти в контрнаступление?
Если военные действия будут развиваться в таком же ключе, в котором сейчас развиваются - без серьезных изломов и перехода инициативы - тогда ослабление наступления возможно. Если россияне будут тратить силы на северолуганском направлении, ВСУ могут перейти к стратегическим контрнаступательным операциям на других участках фронта. Ибо силы Кремля будут ослаблены. Противник должен знать, что мы имеем целью освободить всю свою территорию.
Если россияне добьются успеха под Северодонецком и Лисичанском, смогут окружить и блокировать нашу группировку. В дальнейшем будут перегруппированы и будут развивать наступление на Николаев или Кривой Рог. Такое развитие событий также возможно.
Только включение в мощную систему коллективной безопасности гарантирует защиту
Чему должны научиться, чтобы больше не повторять прежних ошибок?
Украина когда-то объявила себя внеблоковым государством. На одиночку легко напасть врагу. Только включение в мощную систему коллективной безопасности гарантирует защиту. Не зря шведы и финны уже сделали такой вывод из широкомасштабного нападения на Украину. Нам тоже нужно.
Комментарии
2