24 февраля исполняется год широкомасштабной войне, которую развязала Российская Федерация против Украины. Наши Вооруженные силы по состоянию на февраль 2023 деоккупировали около 40% украинских территорий.109 045 кв км украинской земли до сих пор оккупированы РФ. Это около 18% площади всего государства. За это время Киев получил помощь Западу, которую страна никогда не видела.
Однако в мире время от времени раздаются голоса, что нужно добиваться мира на любых условиях. А поддержку техникой и финансами нужно уменьшать. О том, как в мире сейчас воспринимают войну в Украине и как долго готовы поддерживать – в интервью Gazeta.ua рассказал Олег Рыбачук. Он – глава общественной организации "Центр совместных действий".
Следующий ракетный удар Россия готовит 24 февраля, говорит начальница Объединенного координационного прессцентра Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк. РФ готовится к новому нападениею и многие уже говорят, что он происходит прямо сейчас. Какие сценарии продолжения войны можно ожидать? Чего Россия пытается добиться?
Планы России не изменились. Речь идет не о пяти или десяти направлениях. Путин хочет уничтожить Украину как страну и украинцев как этнос. Именно поэтому у нас будут следующие Рамштайны, поставки оружия, поддержка Украины.
Как в США оценивают планы Кремля?
Штаты остаются лидером антипутинской коалиции. Они как страна оказывают финансовую помощь больше, чем остальной мир. США предоставили нам поддержку около 46 миллиардов в бюджете на этот год.
После промежуточных выборов были разговоры, что придут республиканцы и уровень помощи уменьшится. Ибо среди них есть узкий круг заядлых трампистов, выступающих если не за полное сокращение помощи, то за усложнение процесса отчетности. Но это ни во что не вылилось. Позиция Конгресса и Сената в поддержку Украины абсолютно преобладает. Залогом этого является постоянная поддержка Украины общественным мнением в США. Это определяющая сила. Около 80 процентов американцев поддерживают помощь Украине и любые шаги, которые приведут к поражению Путина.
Разговоры о том, что нужно как-то договариваться, в следующем году участятся
В следующем году будут президентские выборы. И эта игра будет продолжаться. Администрация Байдена выступает за поддержку, чтобы как-то отличаться. Часть республиканцев постараются продвигать другие идеи. Не думаю, что будет отказ от поддержки. Но разговоры о том, что нужно как-то договариваться, в следующем году участятся. Не только в США, но и в Европе.
В прошлом году президент США Джозеф Байден подписал закон про лендлиз для Украины – упрощенный порядок предоставления военной помощи.
Закон вступил в силу. Предусматривает поставку стране вооружения, за которую придется рассчитываться. Там достаточно льготный период, растянувшийся во время. Советский Союз выплачивал деньги по этой программе до конца 90-х годов. Около 800 компаний военно-промышленного комплекса отправились на эту программу, сколько прошло – не знаю. Но война в Украине проявила много проблем. Оказалось, ВПК Штатов уже исчерпывает свои ресурсы. Американцы дают со своих складов оружие.
США ставят целью сделать невозможной победу России
В то же время США заложили в бюджете поддержку Украины. Это грантовые деньги – около 50 миллиардов. А лендлиз предполагает возврат средств. Это страховой момент, когда нужно будет давать определенные виды оружия, которые сейчас производятся. К примеру, самая современная противоракетная оборона. Заказы на нее пошли, но нужно время. А оружие нужно получать сейчас, потому что США ставят целью сделать невозможной победу России над Украиной никогда.
Придется поставить Кремль в рамки. Чтобы попытка "повторить" даже никому в голову не приходила
РФ будет представлять угрозу еще несколько поколений. В Вашингтоне это понимают. Поэтому придется поставить Кремль в рамки. Чтобы попытка "повторить" даже никому в голову не приходила. Пока есть бесплатная помощь, применять лендлиз Байдена нет смысла. Но этот механизм есть. И если случится, что Конгресс захочет приостановить помощь из бюджета, для гарантированной непрерывной поддержки у Байдена есть лендлиз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новый "Рамштайн" – что поможет начать контрнаступление Украины
В The New York Times вышла статья, где как раз пишут о наступлении России. Отмечают, что главное оружие сейчас – время. Решающим будет то, кто скорее, Украина или Россия, сформируют ударный кулак для решительного контрнаступления. Чья "скамейка запасных" больше - запасы России или помощь Запада, которую приходится иногда вытаскивать месяцами?
Победа во Второй мировой войне произошла в результате того, что далеко не один Сталин сражался, как этим любят гордиться в России. Там была антигитлеровская коалиция. Сейчас все наоборот – антифашистская коалиция против Путина. Который остается с Северной Кореей и Ираном. Потенциал этого союза против Украины вместе с 50 крупнейшими экономиками мира – здесь даже вопроса нет.
Успех украинской армии в том, что у нас командиры среднего уровня имеют право самостоятельно принимать решения.
Именно для военных побед нужно несколько вещей. Одно из них – умение сконцентрировать на определенных участках фронта такое численное преимущество, которое гарантировало бы успех. Это и военная сила, и техника. Этого у России сейчас нет. Второе – слаженность войск. Это очень болезненная точка для Кремля. Они сменили уже много генералов и командующих. Но и единого командования недостаточно. Успех украинской армии в том, что командиры среднего уровня имеют право самостоятельно принимать решения. И это очень эффективно. Третье – подготовка солдат и их мотивация. Здесь у России тоже все полностью провалилось. Уже не могут даже объяснить причины этой военной операции.
Ни одна из моделей, базирующаяся на современном изучении войны, не дает шансов России победить. Есть только одна угроза – если Запад полностью перестанет нас поддерживать и давать оружие. Но она очень гипотетична.
Орбан, Берлускони – это уже давно отработанный политический материал
У нас сейчас есть международная поддержка Запада. Но иногда слышны голоса, что ее нужно уменьшать.
Количество и громкость этих голосов упали в разы по сравнению с прошлым годом. В Европе – это знаменитый Орбан, Берлускони – но это уже давно отработанный политический материал. Люди, выступающие за прекращение поддержки Украины – это практически всегда маргиналы. В США тоже. Практически перестали слышать разговоры о том, что нужно садиться за стол переговоров.
Вообще, переговоры сейчас возможны только тогда, когда этого захочет Путин. А его цель не изменилась – хочет уничтожить Украину.
Это будет личное поражение президента Байдена.
Когда усталость Запада от войны победит пыл помогать? Что делать, чтобы нам продолжали оказывать поддержку?
Мир разный. Есть Латинская Америка, Африка – где действует российская пропаганда. Но для демократического мира вообще нет вопроса. У США есть четкая позиция, что Украина и наша армия уже победили. И если получится так, что России удастся одержать военную победу, это не проблема Украины. Это будет личное поражение президента Байдена. И весь демократический мир приблизительно в таком состоянии. Это будет означать конец демократическому строю – что у нас нет ни НАТО, ни ЕС. И что другие автократы с оружием будут править миром. Поэтому демократический мир не может допустить такого поражения. Западные политики это понимают.
США сейчас играют важнейшую роль в адвокации помощи Украине в мире. Как общество реагирует на войну?
Количество украинских флагов в Америке – это нечто удивительное. Обычные граждане год назад не знали, что такое Украина. Но благодаря современным медиа – это уже не так. Общественное американское мнение привыкло, что США все время где-то воюют. И в Штатах к этому достаточно спокойно относятся. Но то, что происходит в Украине – это что-то поразительное для американцев. Это разгул терроризма, разрушение гражданских объектов. Это картинка, когда наши гражданские женщины прячутся от обстрелов в метро. Все это создало уровень поддержки в обществе Штатов, который невозможно ничем перебить.
Есть понимание: если враг не будет добит сейчас, то воевать придется их детям
Даже когда речь идет о достижении перемирия, то обычные американцы сразу понимают: если россиянам отдать часть территорий, то украинцы там оказываются на пороге угрозы уничтожения, а во-вторых – это Москву не остановит. Есть понимание: если враг не будет добит сейчас, воевать придется их детям. И стоимость войны будет в разы больше. И постоянно отмечают медиа и простые люди – американские солдаты не гнут в Украине. Хотя мы воюем с величайшим врагом Штатов.
Посол США при ОБСЕ Майк Карпентер говорит: "Я убежден, что первоначальные цели России, заключающиеся в уничтожении украинского суверенитета и попытке стереть украинскую идентичность, чтобы они могли включить эти земли в Россию, остаются главной целью и для Путина, и для его окружения в Кремле. И поэтому мы должны объединиться против этого".
Путин запугивал Запад тяжелой зимой, но что мы видим? Очередной "Рамштайн", и никто не выходит из антипутинской коалиции. Уровень поддержки не уменьшается. Общественное мнение стоит на стороне Украины. Украинцы после каждого обстрела бросаются донатить на Вооруженные силы. Недавнее короткое турне Зеленского по Европе было достаточно эффективно. Когда могла наступить немного усталость, поднимались дискуссии среди европейских политиков, выступление украинского главы государства в Великобритании, встреча с Макроном и Шольцом, на многое повлияло.
О поставке танков в начале войны можно было только мечтать Сейчас это реальность
Наша дипломатия сейчас формирует танковую коалицию. О поставке танков в начале войны можно было только мечтать. Сейчас это действительность. Зеленский поднял тему о том, чтобы дать нам "крылья", то есть современную авиацию. Дальше последуют очередные санкции, новый "Рамштайн". Нет оснований полагать, что коалиция ослабевает.
Вы говорите, что Германия попала в сложнейшую политическую ситуацию. Немцы дают очень много оружия, но их поведение запечатлелось в восприятии мира как непонятна, нечеткая позиция. Подчеркиваете, что "Рамштайнский" альянс дожмет немцев. Но таким неопределенным поведением они больше навредят себе, потому что испортят репутацию.
Это уже произошло. Немецкие политики очень критичны по отношению к своему правительству. Особенно к канцлеру Шольцу. Причем его поливают грязью и в России, и в Украине, и его же политические союзники. Ему не хватает того, что он не лидер этого процесса.
Репутационно Германия сейчас точно не лидер объединенной Европы. Период, когда локомотивами ЕС были немецкий канцлер и французский президент, прошли. Инициатива перешла в страны Центральной и Восточной Европы и скандинавские страны. Великобритания является настоящим лидером. Они решительно и четко выступают за то, что Украина должна быть победителем войны, а Путина нужно посадить на скамью подсудимых. Политика беззубости и телефонных звонков привела к такому положению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Надо выгнать из Крыма всех, кто приехал туда после 2014 года" – Сергей Мокренюк
С февраля прошлого года Силы обороны Украины суммарно деоккупировали 52,5% захваченных территорий РФ – почти 78 тыс. квадратных километров. Сейчас есть обещания освободить Крым летом. Реально ли это? Что для этого нужно? Есть ли у нас силы на такой шаг?
Наша разведка, Буданов говорил о том, что Крым освободят летом. Американские генералы намекали, что очень реально освободить полуостров. Россияне уже внесли в свои карты и Конституцию пять наших областей. И пишут, что если будет угроза, они готовы к ответу. Крым там стал просто через запятую. Если мы освободили Херсон, освободим Донецк и Луганск, то можем и наш полуостров. Формула, что Крым – Украина признали все. Нам никто не мешает его деоккупировать.
К России Крым "присоединили" мостом, уже сейчас зализывающим раны от американских и британских ракет
Когда мы собирались освобождать Херсон, тоже было много скептиков. Потом последовал долгий период стагнации на фронте, западная пресса говорила, что мы выдохлись и что надо договариваться. Прошло время, мы освободили и Харьковскую область, и правый берег Херсонщины. И в Хрессоне не было безумных уличных боев – за счет тактики и того, что отрезали логистические пути. 20-тысячная российская армия просто оказалась под угрозой оцепления и уничтожения. Им пришлось убегать. С Крымом похожая ситуация. Это естественная часть Украины. Мы связаны с территорией полуострова и логистикой, и коммуникациями. К России Крым "присоединили" мостом, уже сейчас зализывающим раны от американских и британских ракет. Если разрушить этот мост и продолжить наступление в Херсонской области, то фактически перекроем пути связи.
Крым станет камнем на шее Москвы. Поэтому уже сейчас оттуда бегут россияне. Совершенно не обязательно положить тысячи наших военных для освобождения полуострова. А тот, кто контролирует его, контролирует и безопасность судоходства, и Черное море.
Для "великороссов" важны имперские настроения, но зачем они бурятам, татарам или дагестанцам?
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что Россия прекратит свое существование в нынешних границах. Как это отразится на нас? Других соседей агрессора?
Это как землетрясение – если рушится структура, под ее обломками страдают многие люди. А Россия – очень большая структура с гнилым фундаментом. Как государственное образование РФ не сможет существовать после военного поражения. У них просто нет идеи существования такой страны. Потому что для "великороссов" важны имперские настроения, но зачем они бурятам, татарам или дагестанцам? Формула успешного заработка от продажи полезных ископаемых развалилась. "Газпром" впервые перестал показывать публично свои квартальные отчеты – это уже убыточная организация. Они лишились европейского рынка и возможности использовать западные технологии. А вся их гуманитарная идеология сейчас: лучше умереть в бою, чем дома от алкоголизма.
Западные политики сейчас выбрали вариант варить Россию как лягушку на медленном огне
Нам нужно готовиться к разным сценариям. И нужно предусматривать, как Россия может развалиться. И люди из части территорий, исторически когда-то бывших в составе Украины, захотят искать убежище у нас. К развалу РФ должен готовиться и мир тоже. Вероятно, западные политики сейчас выбрали вариант варить Россию как лягушку на медленном огне. Чтобы она просто не разрушила все вокруг. Этим можно объяснять осторожную, но последовательную политику давления. Запад также надеется на внутренний фронт в России – разнообразных навальных. Но для россиян антивоенные настроения – это "чтобы не гибли наши мальчики". Это все на словах. Не стоит ожидать подлинных уличных протестов. Потому что они только ищут убежища в Европе и рассказывают, что нельзя винить весь российский народ.
Это будет третий период этапа распада Российской империи.
О распаде России задумываются и балты, и поляки – все, кто находится на рубежах с этой страной. Потому что сохраниться в таком состоянии она не может. Это будет третий период этапа распада Российской империи. Первый – когда пало царское государство, второй – Советский Союз. Теперь будет последний.
Россияне постоянно пытаются принудить нас к переговорам. Эксперты вспоминают Минские договоренности и говорят, что должны извлечь уроки из них. По вашему мнению, какие главные выводы из Минска должны вынести? Где россияне могут нас обвести вокруг пальца?
Основной вывод – нет никакого смысла садиться за стол переговоров с россиянами, потому что ни одному их слову нельзя верить. Это урок и для европейских политиков, и для американских, и наших. Путин – патологический лжец и никогда своих сделок не выполняет. Если это будет какая-то форма капитуляции, то может походить на зерновой коридор. Когда за столом с Путиным был не Зеленский, а Эрдоган, ООН – по нашей формуле. Но договоренностей о приостановлении войны быть не может.
Путин на время останавливается и говорит, что надо говорить о перемирии А дальше готовится и атакует снова
Путин сейчас отчаянно ждет возможности передышки. Ему нужно время, чтобы искать оружие и набраться сил. Эта тактика никогда не менялась. Путин на время останавливается и говорит, что надо говорить о перемирии. А дальше готовится и атакует снова. Сейчас шансов на такие переговоры нет, пока Россия не гарантирует вывод всех своих войск с нашей территории, выплаты репараций и наказание всех виновных за войну. Для России мир может существовать только на ее условиях.
Если не добить Путина, это может оказаться плохим сигналом для Китая. Потому что тогда российский диктатор выйдет из этой войны избитым, но живым
У американцев дискуссия идет вокруг того, как разгромить Россию. Речь идет о том, эта страна может настолько ослабнуть, что Китай просто заберет часть ее территории. И тогда КНР получит доступ к колоссальным ресурсам. По факту, Путин уже сдал земли за Уралом Китаю. Там их инфраструктура, руководство, семья. Часть американцев думают, как развалить Россию, но не до конца. Но так не получится – если не добить Путина это может стать плохим сигналом для Китая. Потому что тогда российский диктатор выйдет из этой войны избитым, но живым. И в КНР это увидят. Это будет прямой признак слабости Запада и конкретно Штатов. А это уже опасность для США.
Такая же дискуссия есть и в Европе. Там говорят, что Россия какая-нибудь все же сохранится и с ней придется иметь переговоры и бизнес. Эта формула очень опасна и точно не для нас.
Комментарии