5 февраля 2009 года освободили из плена сомалийских пиратов украинское судно "Фаина". Выкуп обошелся в $3,2 млн. Через неделю 17 украинских моряков прилетели в Киев.
Грузовое судно "Фаина" построили 1978 года в Швеции. После многочисленной смены собственников и названий 2007-го судно выкупила панамская компании Waterlux AG. Управляла им через свой украинский филиал SC Tomex of Tomex Team Inc. "Фаина" осуществляла грузоперевозки под флагом Белиза и в сентябре 2008 года вышла из порта "Октябрьск" в кенийский порт "Момбаса" с военным грузом - 33 танка Т-72, передвижная ракетная установка BM-1 ГРАД, огнестрельное оружие и другое военное оборудование.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На дне моря нашли античное судно
25 сентября 2008 года в Индийском океане у побережья Сомали судно захватила группа из 50 пиратов, которые назвали себя Региональной береговой охраной. В это время на корабле находился 21 человек -17 граждан Украины, 3 гражданина России и 1 из Латвии. Это был 62-й за год захват судна в этих водах. Учитывая специфику груза, 27 сентября пираты потребовали беспрецедентно высокую сумму выкупа - $35 млн, угрожая взорвать корабль.
Россия, Сомали, Украина, Великобритания, Соединенные Штаты и НАТО заявили о готовности совместными усилиями освободить судно. Власти Кении самоустранились от инцидента. 28 сентября пираты снизили сумму выкупа в 7 раз - с $35 до $5 млн. По словам представителя Восточно-африканской морской программы содействия Эндрю Мвангуры, сумма выкупа снизилась из-за того, что экипаж захваченного судна состоял из граждан Восточной Европы, а не США.
Сначала пираты заставили "Фаину" взять курс на пиратскую гавань вблизи сомалийского города Эйль. Но благодаря усилиям американского эсминца Howard, который преследовал "Фаину", 29 сентября украинское судно остановили у ближайшего сомалийского побережья. Впоследствии "Фаину" окружили кораблями НАТО, к которым присоединился российский сторожевой корабль "Неустрашимый". Основной их задачей было блокировать любые попытки разгрузить военную технику.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Судно "Фаина" освободили через 5 месяцев плена
30 сентября стало известно, что капитан судна, россиянин Владимир Колобков, умер от сердечного приступа. 1 октября начались переговоры с пиратами касаемо выкупа. Официальным представителем судовладельца стал российский эксперт по морскому пиратству Михаил Войтенко. Он заявил, что захват судна является неслучайным. После неоднократных изменений стоимости выкупа и регулярных срывов переговоров с пиратами, "Фаину" освободили 5 февраля 2009 года.
Дальнейшее перемещение груза "Фаины" по территории Кении засекречено Министерством обороны страны. Согласно данным Викиликс, 9 ноября 2009 года первый заместитель помощника Госсекретаря США по вопросам международной безопасности и нераспространения вооружений Ванн Ван Дипен в Киеве предоставил украинской стороне спутниковые снимки. Они утверждали, что украинское вооружение погружено на железнодорожные платформы и прибыло в Южный Судан.
В июле 2013 года "Фаину" арестовали в Ильичевске вместе с грузом в рамках расследования дела по поводу задержания властями Ливии судна "Этель". Обвиняли в афере с перепродажей 650 автомашин Kia и Hyundai, приобретенных ливийской компанией для собственных нужд в Гонконге.
Пираты захватили "Фаину". Выгоняют экипаж на палубу. Строят в шеренгу и объясняют жестами, что судно захвачено. Отпустят, когда за него дадут выкуп. Бунтарей обещают расстреливать.
Комментарии