Украинец Юрий Янковский сейчас живет в США, но в начале 90-х был одним из пионеров украинского интернета. В интервью Gazeta.ua он рассказал о том, как у нас начиналась мировая сеть
"Для того, чтобы понимать разницу в развитии всемирной сети между нами и Западом, надо вспомнить как это в США происходило. Там все началось с военного проекта 1985-го, но массовое распространение он начал получать, когда к нему подключились университеты. Государство поддерживало проект , особо не вмешиваясь в творческий процесс.
Моя любимая американская футболка с 90-х годов: "Information - superhighway. Construction Worker". Что значит "Информация - это суперхайвей. Это строитель".
Где-то с 1993 года государство прекратило прямое финансирование, но способствовала развитию коммерческого интернета. До этого он финансировался из Национального научного фонда.
В Советском Союзе и Украине интернет развивался исключительно на коммерческой основе. Это был мировоззренческий прорыв. В стране, где контролировалось все и вся, вдруг какие-то люди по собственной инициативе создают целую сеть обмена информацией.
Еще в 1982-м мы сделали гипертекстовый редактор как прообраз Интернета. Там даже ссылки были. Это были элементы интернета. Но целостного подхода к нему мы не имели. Впервые мы с комплексным подходом столкнулись в Москве. Там есть Институт атомной энергетики имени Курчатова. Команда местных инженеров объединилась в кооператив "Демос". Мой приятель Дмитрий Володин, сотрудник "Демос", случайно познакомился с администратором одного из финских университетов. И они через него открыли аккаунт в Хельсинки и начали работать в Интернете. Связь осуществлялась через телефонные линии. Они получили огромный счет за телефон и решили, что нужно либо закрываться, либо избирать коммерческий путь. Выбрали коммерцию: открыли фирму Relcom. И начали подключать к интернету фирмы.
Я в то время работал в фирме "Технософт", которая тесно была связана с Институтом кибернетики. Мы подписали договор с москвичами на подключение к интернету. Вернулись в Киев и начали разбираться, что же это такое. На это ушло три месяца. Подключились мы к Relcom-Демосу 19 декабря 1990-го. Эту дату можно считать днем ??рождения интернета в Украине.
Кто же был первым клиентом?
Мы ехали как-то в купе с господином Раенко, он был начальником отдела в Институте кибернетики. Они разрабатывали программное обеспечение для шведской компании. У них связь с заказчиком был очень сложный. Я ему рассказал, что могу обеспечить очень быстрый обмен информацией. Он не поверил. На следующий день пришел, убедился лично и стал нашим первым клиентом.
Сколько это стоило в то время?
20 тысяч рублей в год. Чтобы был понятен масштаб: я имел зарплату 400 рублей - где-то в 2,5 раза выше средней. На интернет могли подписаться только учреждения. Рядовые граждане позволить себе такого не могли.
Как занимались маркетингом?
У меня был листочек, на котором был нарисован земной шар, провода, ее оплетали, рассказывалось, что такое инет, и как он работает. У нас не было рекламы в прессе или на телевидении. Мы ездили на конференции и выбирали компании, каким бы это было интересно. Ну, скажем, "Химволокно" или машиностроительный завод. Объясняли им: вот это почта, а тут новости можно почитать, можно поставить информацию о себе. Когда народ включался, то охотно начинали платить деньги. К концу 1991 года у нас была сотня клиентов.
В начале 90-х уже не было тотального контроля, но и полной свободы тоже еще не существовало. Как же власти разрешили это дело?
Когда случился переворот ГКЧП в Москве, все каналы были перекрыты. Кроме интернета. КГБ просто не знал, что такая сеть существует. Москвич Дмитрий Володин рассказывал, что во время ГКЧП они разрабатывали планы перевода интернета в подпольный режим связи, для этого компьютеры разносили по домам. Но интернет работал, и пресса в Ленинграде выходила с пометкой, что информация получена по сети Relcom.
Однажды я пересекся с канадцем в Киеве. Предложил сделать базу данных украинских предприятий. Если кто-то захочет выйти с коммерческими предложениями, то можно этой базой пользоваться. Мы договорились встретиться. Но на завтра ко мне пришел человек из первого отдела - были такие подразделения в учреждениях и на предприятиях, следили за тем, чтобы шпионы не осмотрели государственную тайну. Мы поняли, что наши телефоны поставили на прослушку.
"Перехват" Интернета государством и крупным бизнесом в России начался где-то в 93-94-м, а в Украине еще года через четыре-пять.
Как оказались в США?
В начале 1992-го у нас появилась возможность получить контракт на разработку программного обеспечения в США. Небольшой группой поехали в Вирджинию, намереваясь вернуться через несколько месяцев. Бизнес не пошел, но мне было интересно попробовать себя в другой стране. В начале 1993-го случайно, в районе Великих водопадов, пересекся с бывшим москвичом Вадимом Антоновым, с которого собственно и начался Интернет в СССР. В 1990-х не было ни "ua", ни "ru". Вадим устроил мне интервью с боссом в компании "Sprint", который на листочке бумаги изобразил мировой Интернет. Английского я тогда не знал. Но им нужны были инженеры и они закрыли глаза на это. Так я оказался в команде, которая строила первую коммерческую транспортную сеть Интернет.
Одна и та же инженерная группа до конца 1990-х успела построить 15% глобального Интернета. Затем начался спад. Компании становились банкротами. Сейчас, похоже, опять подъем.
среда, 20 февраля 2013
15:39
"Первые схемы работы Интернета рисовали на бумаге" - пионер украинской Сети
×
Комментарии
6