Петр Порошенко затягивал с подписанием закона о возвращении Донбасса. Ждал Мюнхенской конференции по безопасности.
Об этом в комментарии для Gazeta.ua говорит политолог Петр Олещук.
"Там обсуждали доклад бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена о введении миротворцев на Донбасс. По нему в Украину нужно около 20 тысяч "голубых касок" и 4 тыс. полицейских для разрешения ситуации.
Президент не хотел, чтобы окончательное подписание закона повлияло на ход разговора", - объясняет он.
По словам эксперта существует много различных алгоритмов выполнения Минских соглашений.
"Все они сводятся к стратегии Виктора Медведчука (посредник Трехсторонней контактной группы, кум Владимира Путина. - Gazeta.ua) с уклоном на реализацию политической части Минских договоренностей. А именно принятие Верховной Радой четырёх законов: об особом статусе Донецкой и Луганской областей, закрепление децентрализации на конституционном уровне, об амнистии боевиков и проведения выборов на оккупированной территории. В докладе Расмуссена есть все эти положения. Единственное, чем он отличается, - это миротворческой миссией в качестве механизма выполнения Минска", - говорит Петр Олещук.
Он уверен, что будет трудно вернуть территории с помощью выборов. Ведь они официально признаны оккупированными. Это одна из крупнейших противоречий между законом и Минским соглашениями. Проводить выборы на оккупированных территория - абсурд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Беларуси сделали радикальное заявление о "Минске" и миротворцах
Иного мнения придерживается бывший заместитель начальника Генштаба Игорь Романенко. Он считает, что закон упорядочивает ведения боевых действий
"Это - основа для продвижения идеи миротворческой миссии. Чтобы создать удобные условия для выполнения Минска, надо упорядочить на юридическом уровне ситуацию в зоне конфликта. Именно это и сделал закон".
Эксперт говорит, что отсутствие Минских договоренностей в законе, не означает, что Украина от них отказывается.
"Это стандартный алгоритм решения военных конфликтов: прекращение огня, разведение войск, демилитаризация, интеграция участников, которые не имеют уголовной ответственности, в общество. Первое, что нам сейчас нужно, - прекратить огонь. Чтобы это было реально, надо завести на территорию ОРДЛО "голубые каски". Закон о реинтеграции создает юридическую основу для этого. Это - декларативный документ. Самого возвращения Донбасса он касается мало", - объясняет Игорь Романенко.
Эксперт по международной политике Александр Хара говорит, что закон фактически расширяет полномочия президента.
"Он может применять военные силы на всей территории страны без военного положения и разрешения от парламента. Россиянам очень не нравится, что их назвали агрессором и оккупантом. Минские соглашения являются ничтожными с точки зрения внутреннего украинского права. Они заключены в разрез с законом Украины о международных договорах, противоречат нашей Конституции", - отмечает он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Турчинов: Закон о Донбассе не исключает его силового освобождения
По словам международника, Порошенко не хотел брать на себя ответственность и объявлять военное положение.
"Но он стремился получить дополнительные полномочия. Теперь имеем гибридный период - ни войны, ни мира. Это подставляет каждого нашего военного от рядового до высшего руководства. Ведь любой объективный международный трибунал будет рассматривать действия наших военных на Донбассе как нарушение демократического принципа - неприменение армии в мирное время. А юридически ни войны, ни военного положения у нас не объявлено", - добавляет Александр Хара.
20 февраля Петр Порошенко подписал закон о восстановлении государственного суверенитета над оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях. 18 января за него проголосовали 280 депутатов. РФ признали агрессором, а "власть" ДНР и ЛНР - ее оккупационными администрациями. Отменяется антитеррористическая операция, а действия украинских военных в Донбассе квалифицируются как сдерживания российской агрессии. Объединенный оперативный штаб ВСУ определяется главным органом в боевых действиях, им руководит Генштаб. До сих пор эту функцию выполнял Антитеррористический центр, который координировал Служба безопасности Украины.
Комментарии