Народная артистка Украины, политик и дипломат Оксана Билозир год участвует в освобождении из плена на Донбассе наших соотечественников.
- Я не искала этого, оно само меня нашло, и не в последнюю очередь из-за того, что я в свое время была с концертами в Афганистане, всю страну на БТРе объездила (Оксана Билозир дважды была в Афганистане - в 1986-м и 1988- м. - Gazeta.ua). Воины-афганцы - крепкий фундамент Вооруженных сил, готовые командиры, инструкторы. Но по ту сторону также воюют афганцы, и многие из них помнит мои поездки на ту войну. Это позволило включиться в процесс переговоров. Сотрудничаю с Антитеррористическим центром, Генштабом и СБУ.
Сколько людей вам удалось освободить?
- Участвовала в освобождении более 300 человек.
Часто мошенники предлагают родственникам заплатить выкуп. Что делать тем, у кого сына или брата захватили в плен?
- Связаться с командиром части или другого военного подразделения, где человек проходил службу. Обратиться с письмом в СБУ. Фамилия попадет в реестр, и начнется процесс поиска, сбора информации и переговоров по обмену.
Говорят, освобождают только бойцов, которые служат в армии и Нацгвардии, но не добровольцев.
- Неправда. Из личного опыта скажу, что с ЛНР мы забирали представителей "Айдара".
Правда ли, что ДНР, ЛНР и российские формирования по-разному относятся к нашим пленных?
- В вооруженного формирования обычно есть командир, а его заместитель - куратор из ФСБ, офицер. Там, где эти офицеры были, они сдерживали зверство. Люди с армейским подготовкой понимают, что есть определенные правила ведения войны: взяли пленного - в яму, а дальше решают, как выгодно обменять. А человек, который войны не видел, когда рядом погибает брат или друг, не способен контролировать эмоции. Садистов больше всего среди таких.
Пленных используют как рабов.
- Да. Они работают, им дают есть - правда, могут кормить только три раза в неделю. Это не вписывается в рамки гуманитарного права, но по крайней мере ребята не сидят и не сходят с ума. К тому же, для работы они нужны в нормальном состоянии, следовательно, увечий им наносить не будут.
Обмен равноценный?
- Многое зависит от того, кто в списке. Бывало, что мы отдавали одного, а забирали полсотни наших.
Вы за это время составили представление, кто наш противник, какой он?
- Я общаюсь с теми, у кого такая же задача, как и у меня - вернуть домой своих. О политике мы не говорим, потому что не произойдет обмен.
Многие сейчас говорят о Донбассе: "Мы не хотим жить с ними в одном государстве".
- Там есть экстремисты, террористы. Но большинство населения - запуганные и униженные люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации, где царят нагайка и автомат.




















Комментарии
7