За последнюю неделю в Украине произошло несколько скандалов вокруг польско-украинского исторического вопроса.
5 ноября во Львове Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский разворачивается перед входом в музей "Тюрьма на Лонцкого". Поскольку на вопрос, считает ли директор Польшу оккупантом территории Украины в 1918 году, тот отвечает "да".
За несколько дней в Ровно польский вице-консул из Луцка Марек Запур во время круглого стола называет Львов польским городом, говорят свидетели. Впоследствии это отрицает.
Тогда же в Варшаве в эфире католического "Радио Мария" президент Анджей Дуда призывает Петра Порошенко уволить всех должностных лиц с антипольскими взглядами. Говорит о "украинском национализме, неприязни к полякам, враждебных актах в отношении Польши, которые там совершаются".
Куда движутся Украина и Польша в историческом диалоге, рассказал Gazeta.ua львовский историк, переводчик и общественный деятель Андрей Павлишин.
Куда мы пришли в поисках исторического понимания с поляками?
С самого начала заинтересованными в преодолении конфликта с поляками была лишь часть украинского общества Западной Украины. Хотя Киев тоже был территорией украинском-польской катастрофы 1917-1920 годов. Тогда с Правобережья и отчасти с Левобережья были изгнано все польское население.
В Польше в сферу конфликта присоединились широкие массы. Поскольку в их самосознания Львов, часть Правобережья - есть кресами. То есть - историческими окрестностями Польши. Вот эти кресы до сих пор играют системообразующую роль в формировании польской ментальной карты, представления о мире. В украинском самосознания такого явления нет - мы ни на что не претендуем у поляков.
Кто идет на конструктивный диалог с польской стороны?
- На поиск общего языка с поляками я положил много лет своей жизни. Мы нашли собеседников среди их либералов. Но не смогли просчитать, что в 2015-м там состоится правый поворот, к власти придет группа националистов и популистов.
Для нас большим ударом стало прошлогоднее принятие сеймом антиукраинских законов о признании событий Волынской трагедии геноцидом. Это - манипуляция, результат почти 30-летней работы польских националистов-консерваторов, пока они были в меньшинстве и не могли влиять на развитие событий в Польше. Сейчас они злоупотребили страхами и травмами, которые вырастают в постпамяти народа. Без отмены антиукраинских законов нельзя вернуться к полному доверию между нами на политическом уровне, которое было раньше.
Но мы и дальше работаем с польской стороной. Даже с группой тех консерваторов и националистов, которые понимают, что другой Украины они по соседству нет.
Без отмены антиукраинских законов нельзя вернуться к полному доверию между нами
Способствуют этому польские дипломаты в Украине?
- Польское дипломатическое представительство в Украине последних каденций выполняет политическую линию своего правительства, но очень разумно это делает. Это хорошие специалисты, благосклонны к Украине.
Читайте также: "Киев стал жирным котом, пока Львов умирал от бедности" - Андрей Павлишин
С польской прессы не исчезают заголовки об агрессивном поведении националистически настроенных парней на улице и в транспорте в отношении мигрантов. В том числе украинским. Как такие люди ведут себя во Львове?
Это прослойка населения всегда существовал. О нем раньше не говорили, потому что они не влияли на мейнстримовый дискурс. Сейчас начали влиять. В частности, на принятие законов. У меня это вызывает только опасения, что болезнь будет распространяться.
Польские туристы во Львове часто ведут себя неадекватно. Так же, как британские в Кракове. Ну, могут нагадить под стеной, нахамить, напиться, выкрикивать "Львув наш". Но это никак не меняет действительности.
В последние годы существенно возросло количество украинских иммигрантов в Польше. Мы не стесняемся говорить на украинском языке на улицах и привлекать внимание к своему происхождению?
Это естественно, что кое-кто пытается слиться с толпой поляков во избежание лишних расспросов о себе. Самый яркий пример - Анна Валентинович, украинка из Ровно. Была иконой польской "Солидарности" рядом с Лехом Валенсой. Насочиняла кучу легенд и мифов о своем польском происхождении. А в конце жизни начала ездить на могилу своего украинского отца на своей украинской родине. Оказалось, прекрасно говорила на украинском. Погибла во время авикатастрофы (10 апреля 2010 года под Смоленском. - Gazeta.ua) вместе с Лехом Качинским. Теперь польские националисты принципиально не желают признавать факта, что Валентинович - украинка. И она знала, что напорется на такую реакцию. Поэтому не признавалась в этом.
Андрей Павлишин, - общественный деятель, историк, переводчик. Родился во Львове в 1964 году. Был корреспондентом газеты организации "Мемориал" сотрудничал с обществом" Просвита "," Международной амнистией ". За свои переводы в 2015 году получил награду польского ПЕН-клуба.
Комментарии
2