Как трактует христианское учение народные восстания и что написано в Священном Писании о погибающих в политических конфликтах и войнах, Gazeta.ua расспросила у 47-летнего Евгения Станишевского, духовника Львовской семинарии Святого Духа УГКЦ.
Правда ли, что всякая власть от Бога?
- Да, есть такие слова в Писании. Но если же приспособить эти слова до наших дней, то следует прежде понять, кто у нас есть власть. А власть у нас есть - народ. Те же люди, которые управляют, они лишь ставленники народа. Чиновники не понимают, кто есть власть и что народ делегировал ее им исполнять обязанности. Власть должна говорить о справедливости, честности, правду прежде. Потому на площади людей вывела нечестность - когда говорили об одном курс, а пошли на другой. И несправедливость - потому как избили невинных людей. Это была реакция людей на несправедливость. Так что эти люди не борются против власти, они вышли за установление справедливости.
Народ, который восставал, всегда добивался милости Божией и добра?
- По разному. Порой те, что встали, и сами гибли от меча. Но чтобы такого не происходило, в израильском народе Бог часто посылал пророков, которые говорили ему, как действовать. Пророков сейчас нету, но есть люди, которые говорят правду. Не обязательно представители Церкви. Бог пользуется разными людьми, чтобы показать истину. Это историки, журналисты, общественные деятели. Те, кто освещает и объясняет события, должны помнить об ответственности. Напрасно пресса иногдая нагнетает ситуацию, распространяет непроверенную информацию, побуждая народ иногда к необдуманым поступкам. Важно, чтобы представления правды не было односторонним.
Есть заповедь "не убей". На кого падает грех во время конфликта: того, кто убивает по указанию, или на того, кто отдает приказы убивать?
- На обоих. Но праведный человек скорее примет собственную смерть, но не выполнит преступного приказа и не убьет невинного человека.
Идет ли речь где-то в Библии об убийстве диктаторов?
- Кто может взять на себя ответственность вместо Бога решать, сколько жить этому человеку? Кто возьмет такую ответственность, тот себя поставит в уровень тех людей, которые отдают приказы стрелять людей. Это не выход.
Президент имеет много советников. Не нужно ли, что был у него и некий духовник-советник ?
- Наш президент демонстрирует, что является верующим человеком и ходит в православную церковь Московского патриархата. Церковь вне политики. Однако ничто не мешает президенту прислушаться к Совету религиозных общин. Туда входят христиане, мусульмане и иудеи Украины . Там всегда пытаются выработать одну четкую позицию.
Как думаете, почему первыми погибли не украинцы, а люди других народов - армянин и белорус?
- Это лишь подчеркнуло, что на Майдане стояли не "бандеровцы", не только со Львова, не только украиномовные. Там люди, которые хотели жить в справедливом обществе и нормальной стране. Они выступили против римского изречения: "своим - все, а врагам - закон". Может эти смерти дали возможность увидеть, что в Украине выросло гражданское общество. Может умершие ребята смертью освобождены от чего-то, может освободили от чего-то своих родственников. Если они шли с Богом, то это стало им на добро. Господь заопикуеться теми сиротами, вдовами, одинокими родителями, которых они оставили.
Также мы знаем об их поступках, но не знаем о намерениях. Поэтому понятие "героев" всегда относительно. Один и тот же человек является одновременно разведчиком и шпионом. Есть христианский принцип: не суди. А "не суди" означает также и не возвеличивай. Для одних герой, для других - совсем не герой. Бог оценивает по другим критериям, нежели люди. И наши герои не всегда герои для Бога. Только он знает, что было в сердце человека, когда она делала какой-то поступок, за который ее признали героем. Мы не знаем судьбы и поступков умерших, не знаем намерений. Их рассудит Бог. Поэтому мы можем восхвалять только поступки, но не человека . Нет большей любви, как отдать жизнь за ближнего. Но мы не можем знать, их смерть была проявлением любви к ближнему или ненависти к оппоненту. "Ненавидь грех, но люби грешника".
Как научиться любить врага?
- Это вершина христианской любви. Но очень трудно любить того, кто нанес мне обиды, когда меня задевает за живое. Но именно это позволяет узнать мой внутренний мир. Бог возлюбил нас грешников. Отдал свою жизнь не за праведника, а за грешников. Проявление любви - умереть за грешника. Кто учится любви, тот может остановить свою руку, занесенную над головой врага и сдержать ее. Когда идет эскалация напряжения и натравливание друг на друга, здесь нет христианской любви. Любовь превышает справедливость.
Комментарии