В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии – праведные Иоаким и Анна до старости были бездетными, но, получив весть о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. Это отвечало общепринятой иудейской традиции посвящать Богу первенцев, которые отдавались в Иерусалимский храм и воспитывались там до зрелого возраста.
Посвящение Богу заключалось во введении посвящаемого в храм, где проводился соответствующий обряд. Введение Девы Марии в храм было осуществлено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года.
Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочку на первую ступеньку храма, Анна сказала: "Иди к Тому, кто даровал мне тебя". Безо всякой посторонней помощи девочка поднялась по высокой лестнице храма и была принята первосвященником, который ввел ее в святая святых, куда входил только раз в году лишь сам первосвященник.
Земная жизнь Богородицы с детства до вознесе ни я на небо покрыта глубокой тайной. Немногое известно и о жизни Пресвятой Девы в Иерусалимском храме. Но в церковном переводе сохранились сведения, что во время пребывания Девы Марии в храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, старательно читала Священное писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.
Для христиан имеет большое значение не только событие, которое вспоминается в этот праздник, но и пример, который подали родители будущей Богородицы, обратив свою дочь к Богу с раннего детства. Тем самым они указали ей истинный путь в жизни, который привел ее впоследствии к томуо, что именно Мария была избрана Богом для осуществления замысла о спасении человечества как земная Мать Иисуса Христа.
Рассматривая поступок Иоакима и Анны как пример для наследования, Церковь призывает верующих воспитывать своих детей уже с раннего возраста в духе христианских ценностей и добродетелей.
Упоминания о праздновании Введения в храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них рассказывается о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского. В VII веке праздник был включен в церковный календарь.
Комментарии