Возможно, за считанные недели мировой финансовый кризис достигнет своего апогея. Пройдет еще несколько недель, прежде чем оживут биржи и все поймут, что самое страшное позади. Что же дальше? Это во многом зависит от ведущих политиков и банкиров, которые соберутся через несколько недель на встречу "большой двадцатки" (G20).
Сегодня совершенно ясно, что мировая финансовая система может стабилизироваться и экономический спрос возродиться только после активного вмешательства государства. У частных предпринимателей и потребителей пока нет доступа к кредитам и нет доверия, чтобы снова нести деньги в банки. Но вмешательство государства сработает только в случае международного сотрудничества. А такое сотрудничество потребует лидерства со стороны Америки. Теперь, с новым президентом. Обамой, Вашингтон должен засвидетельствовать перемену в экономических приоритетах и взять на себя основное бремя ответственности за кризис.
Международное сотрудничество необходимо по причине глобальных связей между торговлей и финансовывм сектором. Любая страна, которая не помогает банкам выжить, влияет на другие страны мира. И наоборот, страна, которая сокращает налоги и поддерживает социальную сферу, подает положительный пример всему мировому сообществу.
Обама должен нести ответственность за кризис
Вообразите ситуацию, когда каждый будет выживать в одиночку - по принципу сам за себя. Вскоре наверняка закрутятся печатные станки, грянет гиперинфляция, как в Зимбабве или в Украине образца начала 90-х, и всем посоветуют потуже затянуть пояса.
Что же мы наблюдаем сегодня? Гордон Браун стремится закрыть льготное налоообложение, а немцы - отрегулировать банковскую политику. США требует, чтобы Германия, Япония и Китай анонсировали новые программы расходов на социальные программы и сокращения налогов. Финансовые рынки надеются на серьезную помощь от МВФ в размере $500 млрд.
Все эти антикризисные меры не кажутся первоочередными для членов "большой двадцатки", кроме, кажется, Германии, которая сомневается, что существенная финансовая помощь поможет выстоять Латвии, Австрии, Греции и Ирландии.
Опасность большая, чем события 11 сентября
Прошлый опыт международных переговоров показывает, что американское лидерство необходимо для достижения такого рода договоренностей. Реальная опасность состоит в том, что президент Обама откажется взять на себя ответственность за кризис и не соберет команду профессионалов. Вероятно американские политики просто не понимают всей опасности положения. Вместо того, чтобы объединиться, чтобы противостоять опасности, намного большей, чем 11 сентября 2001 года, они разъединены еще более - на разнообразные "партизанские" лагеря.
Именно это отсутствие срочных мер, сфокусированности на проблеме и национального единства перед лицом финансового кризиса более всего удивляет. Это и есть самая большая угроза - угроза всем нашим шансам на скорейшее выздоровление. Все главные элементы такой политики ? низкие налоги, программы для трудящихся, монетарная и кредитная экспансия, правительственные гарантии по рекапитализации банков - давно обговорены ведущими экономистами и мировыми институциями вроде МВФ. Теперь надо проявить волю к действию.
По материалам TheTimes
Перевод Gazeta.ua
Комментарии
1