Премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей избран первым президентом Евросоюза на экстренном саммите содружества европейских государств, состоявшемся 19 ноября в Брюсселе. Об этом агентству France-Presse сообщили дипломатические источники.
Кандидатура Ромпея незадолго до голосования была официально выдвинута Швецией, которая сейчас председательствует в ЕС.
Ранее кандидатами на эту должность в числе прочих считались экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, их так и не выдвинули.
Кандидатуру Блэра активно лоббировал нынешний британский премьер Гордон Браун, но незадолго до голосования Даунинг-стрит отказался от этих планов, сочтя рейтинг бывшего премьера недостаточно высоким.
Кроме того, на саммите был избран глава дипломатического ведомства Евросоюза: ею стала британка, еврокомиссар по вопросам торговли Кэтрин Эштон. Ее кандидатура также была выдвинута Швецией.
Херман Ван Ромпей, представляющий Партию христианских демократов, с июля 2007 года занимал пост президента нижней палаты бельгийского парламента, а в декабре 2008 года был назначен премьер-министром страны.
Ведая бюджетом в правительстве христианских демократов, он принял жесткие меры экономии и существенно сократил задолженность страны в общественном секторе.
Кандидатуру бельгийца активно поддерживали "большие" европейские страны, такие как Франция и Великобритания.
Президент ЕС (Председатель Совета Европейского союза) будет председательствовать на всех заседаниях Евросовета и играть ключевую роль в принятии основных решений. Ответственный за внешнюю политику Евросоюза получит в свое распоряжение многомиллиардный бюджет, дипломатическое ведомство, состоящее из 5 тысяч человек, а также кресло вице-президента Европейской комиссии.
Реформа в структуре управления Евросоюзом предусмотрена Лиссабонским договором, который вступает в силу 1 декабря нынешнего года. Ратификация договора потребовала немало времени и усилий со стороны его авторов, так как некоторые европейские страны не сразу согласились его принять.
Последней преградой на пути вступления документа в силу стала Чехия, которая потребовала гарантий неприкосновенности своего суверенитета. Чехов волновали возможные претензии на собственность судетских немцев, изгнанных из северных областей Чехословакии сразу после окончания Второй мировой войны.
По материалам Lenta.ru, Полит.ру
Комментарии