8 июня в Польше стартует финальный турнир чемпионата Европы по футболу "Евро-2012". В Украине первый матч состоится 11 июня. Вице-премьер Борис Колесников, который отвечал в правительстве за подготовку к Евро, заявил, что Украина готова к проведению турнира.
- Если говорить о необходимой инфраструктуре или выполнении требований УЕФА, то Украина действительно готова, - отмечает заместитель председателя правления Комитета общественного контроля "ЧЕ-12" Татьяна Тимошенко, 34 года. - Но другой вопрос: какими средствами это сделано и что останется Украине? С самого начала наш комитет предлагал другую модель подготовки к Евро-2012. Это должна быть комплексная программа инвестиционного развития страны, в которой этот турнир был бы промо составляющей - для привлечения внимания к Украине. Мы предлагали создать благоприятный инвестиционный микроклимат для привлечения прямых иностранных частных инвестиций. Для этого необходимо разработать единую стратегию развития экономики страны, в которой бы определенные отрасли занимали приоритетную позицию, в частности, туризм, транспорт, сфера услуг, в том числе ИТ-технологии.
Но есть другое: Евро никак не повлияет на развитие экономики. Скорее наоборот будем наблюдать отрицательный эффект, потому что построенные инфраструктурные объекты надо будет содержать.
Готовы ли правоохранители? Достаточно ли они обучены, чтобы общаться с иностранцами, учитывать особенности поведения болельщиков разных стран?
- Мало кто из них владеет английским языком в такой степени, чтобы предоставить информацию иностранцам о продаже билетов на матчи, местах развлечений, питания, жилья. Мы обращались к организаторам Евро в Украине и предлагали привлечь волонтеров. Так делают во всех странах, где проходят международные соревнования или форумы. Можно было найти добровольцев, которые бы оказывали информационную помощь бесплатно. Единственное условие - организовать их, скоординировать деятельность и предоставить значки с надписями: "Я общаюсь на таком-то языке". Предлагали некоторым коммерческим структурам объединить свою рекламу с волонтерским движением. Однако эта тема никого не заинтересовала, поскольку в ней не задействованы деньги, поэтому нечего делить.
Возможны ли во время Евро всплески правонарушений, насилия, расистских проявлений, распространение наркотиков и других негативных явлений?
- События такого масштаба всегда этим сопровождаются. Скопление большого количества людей является поводом для радикальных группировок, чтобы привлечь к себе внимание. Информация о подготовке спецподразделений, которые должны бороться с этими явлениями, была наиболее закрытой. Существует мировая практика подготовки служб безопасности к таким событиям. Наши правоохранители ездили в страны, которые уже проводили Евро, изучать опыт. В Украину также приезжали иностранные инспектора, проводили обучение. Надеемся, что наши правоохранительные органы отработают как можно лучше.
Чем Украина может понравиться европейцам?
- У нас много аутентичных и этнических вещей, черт и явлений, которые мы могли бы предложить иностранцам. В Европе сейчас модный этноотдых и зеленый туризм. Этим мы можем пропагандировать свою страну и продвинуть туристический бизнес. Общественные организации обращались с просьбой к властям организовать комплексную промоционную акцию, принять участие в крупных туристических выставках, чтобы поднять эту тему. Но средств на это не нашлось.
Как рядовым украинцам обращаться с иностранцами?
- Украинское гостеприимство известно во всем мире. Не думаю, что будут какие-то особые барьеры в общении. Молодежь уже давно общается в социальных сетях на английском, польском и других языках с ровесниками из других стран. Украинцам старшего возраста я бы посоветовала быть вежливыми и толерантными, с пониманием относиться к иностранцам с нетрадиционным в нашем представлении поведением, к неожиданной реакции на то, что они увидят в Украине. Надо показать прежде свой позитив и воспитанность.
Конечно, найдутся среди нас торговцы или владельцы отелей, которые будут использовать Евро для обогащения. Но пусть эти люди думают, что, наживаясь, они опускают не только репутацию страны, но и собственную.
Достаточно ли внимания уделили организаторы продвижению имиджа Украины?
- К сожалению, в подготовке к Евро было мало уделено внимания развитию национальной идеи и патриотизма. Власть не сплачивала общество к этому историческому событию. Все свелось к лихорадочному освоения бюджетных средств. Я как киевлянка не чувствую того настроения, которое уже должно быть в столице перед праздником спорта, красоты, здорового образа жизни. Это просто коммерческий проект УЕФА, а не праздник для страны.
Продвижение имиджа страны - работа кропотливая и требует профессиональных шагов в мировом информационном пространстве. Ее стратегию надо было выстроить с самого начала. Организаторы спохватились в последний момент, начали разрабатывать символы Евро. Если бы использовали творческий потенциал молодежи для брендирования страны, то символика и слоганы были бы талантливее и душевнее.
Комментарии
5