Ексклюзивы
среда, 20 апреля 2011 14:16

Нужны ли высокоскоростные поезда сообщением Киев-Москва?

 

"Укрзализныця" хочет связать Киев с Москвой невиданно быстрыми пассажирскими поездами. Они будут двигаться отдельно построенными путями, поэтому смогут преодолеть расстояние в 873 километра за 4 часа. Правда, пока не ясно, нужен ли этот суперпроект. Ведь его примерную стоимость, а значит и цену супербилета, специалисты боятся даже представить.

14 апреля вице-премьер Борис Колесников заявил о планах в "ближайшее время" довести скорость железнодорожного движения между столицами до 200-250 км в час, чтобы "добраться от Киева до Москвы за четыре часа". По его мнению, высокоскоростное сообщение реально открыть через четыре года, если в ближайшие полтора года подготовить технико-экономическое обоснование проекта и найти инвесторов. Генеральный директор "Укрзализныци" Владимир Козак заявил, что при разработке проекта следует брать пример с современных мировых технологий, и ориентироваться на скорость поездов 400 км / ч. Напомним, такие скорости развивают легендарные европейские поезда TGV и ICE. Общая железнодорожная сеть, по международным стандартам, не обеспечит скорости более 200 км / ч даже для самых современных поездов.

Опрошенные нами эксперты не представляют, как и за чей счет можно построить высокоскоростную линию между двумя городами.

"Это политическое заявление, под которой очень мало экономики, - говорит Дмитрий Подтуркин, руководитель аналитической группы "Менеджмент консалтинг групп", - "выделенной линии в бывшем СССР пока никто не строил".

"Высокоскоростная линия строится с забором по всей длине, большими кривыми, развязками в разных уровнях, мостами и виадуками для избежания подъемов и спусков. Такой проект предполагает создание "с нуля" не только самой колеи, но и целой инфраструктуры обслуживания поездов: завода, вагонного депо и т.д. Существующая не подходит", - объясняет Юрий Бараш, завкафедрой Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. Руководители самой "Укрзализныци" не удосужились прокомментировать для "Gazeta.ua" детали своей идеи.

Специалисты расходятся в оценках стоимости этого потенциального проекта. Дмитрий Подтуркин считает, что московская линия будет стоить в целом "миллиарды долларов", исходя из стоимости сооружения одного километра пути в два миллиона долларов. Российская госкомпания "ВСМ" оценивала расходы на 1 км подобной линии в 14-22 млн. евро. Аналитик компании Concorde Capital Виталий Горовой называет суммы в 20-40 млн. долларов за километр, ссылаясь на опыт Азии и Западной Европы. Поэтому не сомневается, что "Укрзализныця" потребует внешнего инвестора для такого проекта. Юрий Бараш отмечает, что стоимость запуска высокоскоростной линии может быть "в несколько раз выше, чем обычной". Восемь скоростных поездов "Сапсан", которые могли бы использоваться на таком маршруте, стоили российской железной дороге 630 млн. евро.

Такие расходы ставят вопрос о цене будущего билета и спрос на него. Дмитрий Подтуркин опасается, что высокоскоростная линия между Киевом и Москвой не наберет достаточно пассажиров.

"Люди в СНГ психологически настроены на недорогие железнодорожные перевозки", - считает он. Самый скорый из 20 поездов, которые сейчас ходят с Киева в Москву, тратит на дорогу 9 часов. Это путешествие обойдется в 925 гривен, однако оно выгоднее самого дешевого самолет (стоимостью от 1000 гривен). Поездка из Москвы в Петербург поездом "Сапсан" на скорости до 200 км \ ч, по обычным путям, уже дороже авиаперелета на 30-40%.

"Из Киева в Москву не будет такого пассажиропотока, как из Москвы в Петербург. Бизнес-активность между Украиной и Россией меньше, чем между Украиной и Евросоюзом", - прогнозирует Подтуркин.

Альтернативой является увеличение "средней" скорости поездов на обычных линиях.

"Гораздо перспективнее проект ускоренного движения со скоростью до 160 км / ч. Лучше навести порядок на существующих путях", - говорит Дмитрий Подтуркин.

"Стратегически лучше строить именно высокоскоростную линию. Модернизируя существующую сеть, можем потратить много денег, однако не получить существенного экономического эффекта от ускорения", - не соглашается Юрий Бараш. Программу ускорения, о которой идет речь, "Укрзализныця" продолжает реализовывать, в том числе на маршруте Киев-Москва. А в 2009 году эта программа вообще была подкорректирована в направлении уменьшения максимальной скорости из-за недостатка средств. Но даже ее выполнение считалось маловероятным. Об этом заявлял тогда и нынешний руководитель "Укрзализныци" Владимир Козак.

Непонятно, почему сейчас, в условиях ухудшения экономической ситуации, правительство возвращается к идее сверхскоростей. Очевидно власти ожидают вскоре на резкий рост пассажиропотока в Москву. С чем будет связан этот рост? Чемпионатом мира-2018, который пройдет в России? Или с революцией - об угрозе которой все чаще говорят "регионалы"?

Сейчас вы читаете новость «Нужны ли высокоскоростные поезда сообщением Киев-Москва?». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

38

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть