Когда начал анализировать Голодомор и голод в Эфиопии понял, что было сходство.
Сказал в интервью журналу "Країна" Сергей Сингаевский, писатель, 1984-1987 годах служил военным переводчиком в Эфиопии, где стал свидетелем голода во время войны режима против борцов за независимость Эритреи и написал об этих событиях книгу "Дорога на Асмару".
"Например, там также существовал запрет передвигаться между селами, отбирали на рынках всю продукцию. Но мы в 1932-1933 годах не имели мировой помощи, как они.
Впрочем прокоммунистический президент Эфиопии Менгисту Хайле Мариам даже помощь использовал в свою пользу.
Помощь также позволила кормить армию за счет населения, что запрещалось Организацией объединенных наций.
Волонтеры, религиозные и общественные организации в Эфиопии были первым масштабным примером помощи. Я часто вспоминал это, когда у нас началось волонтерское движение. Очень подобные вещи. Люди светились, потому что могли кому-то помочь. Советское правительство увидело, что Запад пытается спасать людей в Эфиопии, поняло - надо реагировать. Быстро собрали военных переводчиков, как я, и отправили туда. Мы должны были притворяться гражданскими. Начали развозить местным канадское и американское зерно. Советского не было. Мы сами закупали хлеб у Канады и США. Союз поставлял только технику для транспортировки ".
Писатель считает, что основным грехом Советского Союза была прежде всего ложь.
"Весь советский интернационализм, патриотизм, расовая терпимость - все неправда. Это то, что поразило меня больше всего. В советском обществе царил расизм.
Мы ехали в самую бедную страну мира, где была беда. Но настроение помочь продлилось десять дней. Первое время отдавали местным свои пайки. Невозможно было по-другому реагировать - голод был везде на Севере страны. Затем были эпизоды, когда какой-то солдат мог ударить местного ребенка. Такое было часто. Насмехались, глумились. Отношение к тамошним людей было пренебрежительное. Советская неполноценность в этом была мощный фактором. В моем романе один герой говорит: "несвободный человек всегда ищет кого-то, кто несвободен больше, и как правило находит". Так мир устроен "
По словам писателя, советский человек нес с собой бремя своих грехов и псевдопредставлений о внешнем мире.
"Тогда уже четко было понятно, что все наши теории о строительстве социализма, устаревшие. Мы думали, что местные хотят жить за наш счет и ничего не делать. А мы такие хорошие помогаем всему миру и поэтому нам плохо живется. Это мнение раскручивали КГБ и партия. А оказалось, что кроме техники и горючего, нам нечего предложить. Это было черное зеркало, в котором надо было разглядеть себя. Это был рак. Сейчас Украина проходит очередную химиотерапию от этой советской опухоли "
"Даже если появится новый Союз, то Украины там не будет. Если попытаются военным путем присоединить, в лучшем случае получат новую Эритрею.
2014 сделал свое дело. Я был на Майдане 18 февраля вечером. Это самое яркое воспоминание моей жизни. Весь Киев пришел и внезапно стал одним живым организмом, который действует в одном ритме, в одном чувстве любви ", - объясняет Сергей Сингаевский.
Большое интервью с Сергеем Сингаевским читайте в журнале "Країна"
Комментарии