Украинскому обществу не стоит преуменьшать церковный вопрос.
Об этом в интервью журналу "Країна" сказал историк Ростислав Мартынюк.
"Надо закончить неприятную ситуацию, когда одна из крупнейших православных церквей доказывает, что она не верблюд.
Москва недаром в XVI веке боролась за церковную независимость. Она знала, что это на века вперед. Но ее автокефалия пошла в зло и стала агрессивной.
Украина имеет возможность закончить процесс, который начался еще после Брестской унии 1596 года. Ликвидировали православную иерархию в Украине. А в 1620-м благодаря гетьману Сагайдачному иерусалимский патриарх приехал в Киев и тайно восстановил ее. Тогда в Речи Посполитой католики и православные были в одном государстве. Поляков напрягало, что православные поклоняются подчиненному османского императора - Константинопольскому патриарху. Решили провести унию. Сохранить обряды, но подчинить церковь Риму. В тот момент Константинополь должен был создать прецедент автокефальной церкви Речи Посполитой. Если бы тогда это произошло, не было бы восстания Богдана Хмельницкого. И весь корабль европейской истории поплыл бы в другом направлении. Но Константинополь был парализован османским влиянием", - говорит он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Флаг Голодомора повесил над Рейхстагом - Мартынюк о героизме Береста
Если кому-то удастся остановить украинскую автокефалию, это может закончиться проблемами для всей Европы, считает Ростислав Мартынюк.
"Еще студентом в Британской библиотеке я читал книгу "Величайшие сражения 17 века". Думал, что речь идет о какой-то Тридцатилетней войне. Но самая битва XVII века - это Берестецкая (масштабный бой востания Богдана Хмельницкого. Состоялся 1651 у городка Берестечко между Войском Запорожским и союзным ему крымскотатарским войском с одной стороны и армией Речи Посполитой с другой. - Gazeta.ua). 300 тысяч участников, полтора миллиона лошадей и 20 суток военных действий. Для сравнения битва с Наполеоном при Бородино продолжалась лишь двое суток. Это показывает важность церковного вопроса. Если его преуменьшать, может быть Третья мировая", - добавляет историк.
Полное интервью с Ростиславом Мартынюком читайте в журнале "Країна" от 29 ноября.
Комментарии