15 июня Украина откроет небо для внутренних и международных авиарейсов. Однако рестарт не означает завершение кризиса для гражданской авиации. Напротив, в первые месяцы полеты лишь увеличат расходы на операционную деятельность. Обескровленная трехмесячным локдауном отрасль может этого не пережить. На днях МАУ объявила о сокращении 900 сотрудников, это больше трети штата. Аэропорт "Киев" — об угрозе банкротства в обозримом будущем.
Кризисное начало
МА "Киев" — второй в Украине по пассажиропотоку. До пандемии он ежемесячно принимал до 170 тыс. пассажиров и до 2 тысяч рейсов. Однако 2020 год со старта не задался: в январе и феврале пассажиропоток упал на 17,4%. Дело в том, что незадолго до этого сразу две авиакомпании — Pegasus Airlines и SkyUp — сменили "Киев" на Борисполь. Он традиционно предложил перевозчикам более низкие ставки обслуживания и вышел из конкурентной борьбы за пассажира победителем.
В первую половину марта аэропорт "Киев" успел обслужить 78,9 тыс. пассажиров, в апреле и мае статистика упала до уровня погрешности. Несколько раз в неделю выполняются почтовые рейсы, внутренние бизнес-рейсы — один-два раза в месяц. С пассажирами исчезли и деньги. Доход упал на 92%. При этом расходы удалось сократить всего на 40%: компания несет колоссальные убытки. "Мы остановили все, что можно было остановить, но законсервировать полностью невозможно. Поскольку аэропорт сам по себе не закрыт — закрыт только пункт пограничного пропуска — мы должны его обслуживать", — рассказал в интервью "Левому берегу" гендиректор ООО "Мастер-Авиа" Олег Левченко.
Инвестор (ООО "Мастер-Авиа") зашел в 2010 году и отвечает за работу пассажирских терминалов, обслуживание самолетов и пассажиров, авиационную безопасность. За коммунальным предприятием МА "Киев" осталась взлетно-посадочная полоса и аэродром. На двоих они дают 2000 рабочих мест. Все эти люди, не считая сотни критически важного персонала, с марта — в неоплачиваемом отпуске. Вместе с ними без работы еще порядка 8 тысяч сотрудников смежных предприятий.
Остался без поддержки
Основные расходы аэропорта связаны с содержанием инфраструктуры и обеспечением безопасности полетов, оплатой коммунальных услуг, содержанием и охраной терминалов. Аэропорт негосударственный, поэтому снижение отчислений в бюджеты на 60%, которое получили Борисполь и Львов, его не коснулось. Так что налоговые каникулы для "Киева" ограничились мартом. При этом размер того же земельного налога для пригородного Борисполя и МА "Киев", расположенного в 7 км от центра города, отличается кратно.
"Уже с апреля "Мастер-Авиа" совместно с коммунальным предприятием должны заплатить 3,5 млн грн налога на землю и на недвижимость. Все остальные налоги также остаются, — рассказывает Левченко. — Киевский аэропорт платит ежемесячно столько же, сколько платят все аэропорты Украины в год". Кабмин, ДФС и Киеврада просьбы снизить ставку на время карантина проигнорировали.
Еще одна расходная статья — обязательства перед банками. С 2011 года "Мастер-Авиа" инвестировал в строительство терминалов и реконструкцию порядка 2 млрд грн. Часть суммы брали в долларах под 12,5% годовых. Девальвация в 2014 году умножила сумму выплат на три. На период карантина банк снизил процентную ставку и отсрочил выплаты. Однако скоро стороны вернутся к прежним условиям, и это увеличит расходы аэропорта почти в два раза.
В аэропорту ждут возобновления регулярного сообщения, но надежд на доходы не питают. Доход не покроет затрат на обслуживание самолетов, зарплаты и закупку масок, перчаток и антисептиков для персонала и пассажиров. "Если несколько авиакомпаний начнут летать небольшим числом рейсов, мы все равно должны будем выводить на работу полноценные смены. И нести соответствующие расходы. Не сможем же мы использовать часть взлетно-посадочной полосы, она должна работать вся. А впереди зима, уборка снега... Это опять расходы — реагенты, машины, топливо", — объясняет Левченко.
На пороге банкротства
В "Мастер-Авиа" уверены, что без финансовой и регуляторной помощи аэропорт не выживет. Однако государство не спешит: в ответ на обращения в Кабмин и Офис президента либо отписки, либо тишина. "В Украине по-прежнему верят, что если на проблему закрыть глаза — то она исчезнет. На самом деле, что точно может исчезнуть, так это аэропорт", — написал блогер Михаил Шнайдер.
Еще 4 мая на сайте МА "Киев" появилось обращение к руководству страны и Киева. До окончания карантина и достижения 20 тысяч человек пассажиропотока аэропорт просил 22 млн грн ежемесячной дотации на выплату зарплат и поддержание инфраструктуры, а также помочь с рефинансированием кредита и предоставить целевую субсидию — 15 долларов США на пассажира. Левченко объясняет: эта субсидия покрыла бы скидки, которые аэропорт должен предоставить авиакомпаниям. "Практически все запросили значительные скидки до восстановления докризисных объемов… Патовая ситуация: доходов нет, расходы увеличиваются и при этом еще необходимо дать авиакомпаниям скидки до 80%, иначе они вообще не полетят", — заявил гендиректор "Мастер-Авиа".
Ко всему прочему положение МА "Киев" усложняет конкуренция. Вернее, условия, в которых конкуренция невозможна. Так, все гуманитарные и грузовые, а также подавляющее большинство бизнес-рейсов выполняет Борисполь. "Киев" просил распределить этот объем хотя бы в соотношении 30% на 70%. Кроме того, уже несколько лет аэропорт настаивает на введении равных для всех минимальных ставок на авиационное обслуживание. Аэропорты борются за авиакомпании системами скидок. До пандемии аэропорты, особенно большие, могли позволить себе демпинг. В МА "Киев" настаивают: ставки не могут быть ниже себестоимости услуг, предоставляемых аэропортом. Их предложение — фиксированные ставки не ниже 10 долларов за взлет/посадку за 1 тонну взлетной массы, 10 долларов пассажирского сбора и 3 доллара за авиационную безопасность за одного вылетевшего пассажира. "Наличие таких правил позволит предприятиям компенсировать их потери и поставит всех игроков авиационного рынка в равные условия, сделает невозможными демпинговые манипуляции", — рассказывает Левченко.
Экономические последствия
По разным оценкам, гражданская авиация в мире вернется на докризисные обороты к 2024-2026 гг. Если государство не вмешается, этих времен аэропорт "Киев" не увидит. Это станет серьезным ударом для экономики. Аэропорт — второй налогоплательщик Киева и крупнейший работодатель. "Одно рабочее место в авиации создает примерно 5 рабочих мест в смежных отраслях. Любое сокращение персонала повлияет и на другие отрасли", — прокомментировал эксперт по авиации Богдан Долинце. Кроме того, два аэропорта, включая городской, были условием проведения Евро-2012 и финала Лиги чемпионов УЕФА в 2018 году. В случае закрытия аэропорта "Киев" Украине придется забыть о событиях такого масштаба, а киевлянам — о быстром и комфортном трансфере.
Ситуация сложная и для региональных аэропортов, однако не безвыходная. Вместе с Богданом Долинце эксперт и советник министра инфраструктуры Кирилл Новиков предложил целый ряд шагов, которые государство могло бы сделать навстречу отрасли. Например, пересмотреть акцизы на авиационное топливо, отменить НДС на внутренних перевозках, дать льготный период для выплаты ЕСВ, частично покрыть лизинговые платежи. "Когда мы говорим об уменьшении какого-то налога для одной отрасли бизнеса, это тянет за собой смежные отрасли, — сообщил Кирилл Новиков в комментарии УНИАН. — Поэтому должна быть выстроена государственная приоритетность: какой бизнес якорный — такому бизнесу даем льготы".
Сам министр Владислав Криклий сообщил, что ведомство намерено инициировать госпрограмму поддержки отрасли, однако не уточнил ни сроков подготовки, ни конкретных мер.
Спасение утопающего
Тем временем спасать аэропорт принялись блогеры и обычные пользователи Facebook: призывают власть не допустить банкротства. "Может, кроме создания обещанных новых 100500 тысяч рабочих мест неизвестно где и как, стоит побеспокоиться о сохранении уже существующих с помощью всяческой поддержки хозяйствующих субъектов? Это для налогоплательщиков будет дешевле, чем содержать безработных и создавать для них рабочие места в коммунальных предприятиях", — написал Сергей Наумович.
Посты и фотографии с хештегом #SaveKyivAirport набирают сотни перепостов. Челлендж запустили, чтобы привлечь внимание к ситуации. "Киев" просит не столько денег, сколько конкурентных условий для всех участников рынка. А это затрат не требует и, более того, входит в прямые обязанности государства. Но оно почему-то молчит", — написал Кирилл Сазонов.
Тем временем аэропорт заканчивает последние приготовления к рестарту регулярного сообщения через две недели. По словам Левченко, люди устали без работы и ждут первый рейс, хотя понимают, что он может оказаться последним: "Мастер-Авиа" в свое время спасла аэропорт. Когда государству потребовалась помощь в подготовке к "Евро-2012", пришел инвестор. Теперь помощь нужна нам".
Комментарии