Грязный воздух – это одна из основных проблем Киева. Из-за сжигания мусора, автомобильных выхлопов и промышленного смога среди киевлян наблюдается повышенный рост заболеваний дыхательной системы, болезней сердца и предрасположенность к онкологии. Чтобы не довести Киев до состояния, непригодного для жизни, депутат Киевсовета Людмила Костенко предлагает создать в городе сеть воздухоочистительных башен Smog Free Tower, а гражданская активистка Юлия Сёмик разработала для столицы стратегии рационального обращения с отходами.
Не видно, значит, не существует
Коварство загрязненного воздуха в том, что мы не замечаем, сколько в нем вредных примесей. Подобно радиации, городской смог убивает медленно и незаметно, но столь же неотвратимо. 790 тыс. смертей только в Европе ежегодно, по мнению исследователей из Университетского медицинского центра Майнце (Германия), вызваны загрязнениям окружающей среды. В группе риска преимущественно жители мегаполисов, и киевляне здесь не исключение. Руководитель исследования Томас Мюнцель отмечает, что при среднеевропейской смертности от загрязнения воздуха – 120 чел. на 100 тыс. населения, в Украине этот показатель заметно выше – свыше 200 смертей на 100 тыс. населения в год. А это ежегодно 80 тыс. преждевременных смертей украинцев.
Несмотря на устрашающие цифры, нынешняя власть не предпринимает активных действий по спасению киевлян. Первой среди депутатов Киевсовета, кто подняла вопрос о безопасности столичного воздуха, стала Людмила Костенко. В своей колонке для The Page Костенко отметила, что "основной причиной загрязнения в мегаполисах является автомобильная загазованность. Власти европейских столиц тратят миллионы бюджетных средств только на разработку рациональных транспортных схем, которые бы позволили не только быстро и необременительно перемещаться по городу, но и уменьшали негативное воздействие на экологию".
В европейских столицах уже не первый год действуют эффективные меры по уменьшению выхлопных выбросов. С 2003 года за въезд в центр Лондона все автомобилисты, кроме муниципального транспорта и такси, оплачивают ежедневную экологическую пошлину в размере 11,5 фунтов (430 грн.) В 2008 году в Берлине создана особая экологическая зона Umweltzone площадью 88 км², куда воспрещен въезд автомобилей, чьи выбросы не соответствуют европейским эко-нормативам. А с 2017 г. по Парижу запрещено передвигаться на автомобиле, старше 20 лет.
Киеву пока нельзя похвастаться удачными нововведениями в борьбе с автомобильными выбросами. Главной причиной загазованности украинской столицы Людмила Костенко считает отсутствие единой транспортной схемы. "Где в городе уместнее развивать трамвайный транспорт, который не зависит от пробок? А где строить крепкие широкополосные магистрали, потому что здесь не первый год проходят пути тридцатитонных фур? На много частных, но важных вопросов и отвечает подобная схема. И сегодня Берлин, который не пожалел денег для разработки транспортной схемы, в три раза менее загрязнен, чем Киев".
Сотрудники Центральной геофизической обсерватории им. Б. Срезневского информируют, что в сентябре в воздухе Киева концентрация опасного диоксида азота превышала в три раза. По мнению европейских медиков, именно диоксид азота приводит к преждевременному старению, детскому и старческому слабоумию, а также провоцирует онкологии. Неутешительная статистика только подтверждает выводы ученых - за первых четыре месяца 2020 г. в Украине умерло 200 тыс. чел.
"Деньги лежат у нас под ногами"
Одной из причин опасного загрязнения воздуха в сентябре стал пожар на Дарницкой свалке. В результате горения мусора Левый берег Киева оказался в дыму. Населению рекомендовали не открывать окон и по возможности оставаться дома.
По мнению гражданской активистки, члена ГО "Ассоциация предприятий в сфере обращения с опасными отходами" Юлии Сёмик, в Украине полностью отсутствует стратегия обращения с бытовыми отходами. Единственным законным методом обращения с мусором является тотальное сжигание. "На сегодня в Украине нет ни одного легального безопасного перерабатывающего завода. Ни один законопроект в сфере мусора не дошел до реализации на местном уровне. Чиновникам выгодно поддерживать сжигание, ведь они зарабатывают на черном рынке вторичного сырья".
Согласно действующим схемам, сортировка мусора производится нелегально. При этом участников схем не заботит ни безопасность работников свалок, ни безопасность полученного сырья, ни безопасность живущих рядом с мусором людей. Для дельцов, которые зарабатывают на нелегальном мусоре, и для чиновников, которые их покрывают, интерес представляет только получение необлагаемой налогами прибыли. По оценке эксперта, в среднем тона отсортированных отходов стоит 1 500 грн., а стоимость тонны пластика достигает 10 000 – 15 000 грн.
Когда немцы говорят о мусорном бизнесе, то напоминают, что "деньги лежат у нас под ногами". Украина же находится на пороге того, чтобы погрязнуть в бытовых отходах и задохнуться от дыма, от их сжигания. По мнению Юлии Сёмик, чтобы спасти экологическую ситуацию, стране следует внедрить две стратегии. Во-первых, нужно применить политическую волю и наконец-то на государственном уровне утвердить стратегию обращения с бытовыми отходами. Во-вторых, внедрить долгосрочную стратегию культуры обращения детей с мусором: сортировка, утилизация, грамотное потребление. Чем дольше Украина будет находится без регуляторного законодательства в сфере обращения с отходами, тем дороже нам обойдутся последствия мусорного коллапса.
Башни последней надежды
Инициатива Юлии Сёмик не единственная в Киеве, которая направлена на воспитание сознательного поведения школьников при обращении с отходами. С 2018 году действует программа "Kyiv School Recycling", в рамках которой школьники получают знания, а также практические советы, как обращаться с мусором, чтобы минимизировать возможный вред окружающей среде.
Помимо "Kyiv School Recycling", депутат Киевсовета Людмила Костенко также инициировала петицию №10238, призванную установить в Киеве сеть 7-метровых башен, способных очищать до 30 тыс. м3 воздуха ежечасно каждая. "Киеву просто необходима постоянная защита от микрочастиц. Во-первых, нужно организовывать регулярный полив улиц для уничтожения осевшей пыли. Во-вторых, в городе должна заработать система воздухоочистных башен. Благодаря системе подобных башен такие китайские мегаполисы, как Шанхай и Пекин, имеют уровень загрязнения ниже, чем в миллионниках Канады".
Башни Smog Free Tower датского дизайнера Дааза Розенгаарда не только очищают воздух, но и украшают площади Пекина и Тяньцзинь (Китай), Роттердама (Голландия), Кракова (Польша) и Мехико (Мексика). Во всем мире территории вокруг воздухоочистительных башен становятся открытыми площадками для социального взаимодействия. Здесь часто отдыхает молодежь, общаются старики и назначают неформальные встречи. Именно подобных открытых площадок, по мнению урбанистов, сейчас не хватает Киеву.
Журналист издания "Деловая столица" Виталий Дяченко уверен, что "для украинской столицы требуется разветвленная система подобных башен, которая смогла бы покрыть город, как вышки сотовой связи". Опыт передовых городов Европы и Китая показал, что миллионы инвестиций, вложенные на очистку воздуха сегодня, - это миллиардная экономия на здравоохранении уже завтра. По мнению Дяченко, "именно от киевлян в первую очередь зависит, сможет ли город воспользоваться новой технологией очистки воздуха или продолжит задыхаться от автомобильного смога и дыма горящих свалок".
Как заметила автор петиции об установке вооздухоочистных башен Людмила Костенко: "Это маленький шаг для каждого киевлянина, но огромный скачок для всего города!"
Комментарии