Дорога от Подола в Самбурки на автомобиле занимает полчаса. Попадаем в совершенно другой Киев. Чистый воздух, лес, луг с душистыми травами. Настоящий оазис под боком в столице! Но при въезде на ул. Ягодную вас ожидает своеобразный контрольный пункт. У дороги — шлагбаум. Как правило, днем его держат поднятым, а "закрываются" Самбурки преимущественно на ночь. Местное общество не желает пускать к себе чужих.
Шлагбаум и будка при въезде на ул. Ягодную появились в конце прошлого года. Осенью 2006-го самбурчане попробовали приватизировать земельные участки, которые имели в пользовании. Обратились в "Киевзем", но там отказали. Заместитель начальника Главного управления земельных ресурсов Юрий Мосийчук даже встречался с местными. И заверял их, что приватизировать землю в Самбурках "невозможно". Мол, она уже арендована.
Но невзирая на такие заверения чиновников, разрешения на приватизацию земли район, город и "Киевзем" все же кое-кому выдали. Но коренных самбурчан среди них нет. В декабре 2006 года местные узнали по своим каналам из "Киевзема", что часть участков в их урочище приватизировали влиятельные киевские чиновники. Среди владельцев называли народного депутата 2-го созыва, прежнего директора колхоза Василия Лантуха, министра агрополитики Юрия Мельника. В декабре 2006-го несколько грузовиков заехали на участок, который приватизировал Василий Лантух, сбросили там кучу кирпича. Второй ходки машины сделать не успели — самбурчане не позволили. Собрались 120 жителей, выставили металлический 3-метровый шлагбаум. Расписали между собой ночные дежурства. Сказали, что не пустят никого на эти земли.
Билогубова кричала: "Вы бедные, потому не видать вам этой земли как своих ушей"
— Кирпичи привезли ночью, первой все увидела баба Настя, — вспоминает Любовь Клюско, 50 лет. — На второй день мы уже дежурили, никого не пускали. Опять приехали две машины: с кирпичом и с песком. Из них вышли мужчины, начали угрожать. Говорят: "Вы еще кровью будете харкать!" Но их не пустили. Мы с мужем 30 лет пахали на своем огороде, а нас кто-то хочет оставить без кормильца!
Жители подавали иск в Голосеевский райсуд, требуя, чтобы им дали разрешение на приватизацию земли. Суд недавно отказал, уже в четвертый раз. Писали Черновецкому, Ющенко. Безрезультатно.
Галина Павелица, 40 лет, живет в Самбурках 30 лет. Раньше женщина работала в опытном хозяйстве "Новоселки" от Института садоводства Украинской академии аграрных наук.
— Сначала земля Самбурок была в собственности Института садоводства, что в Новоселках. Большинство из нас работали там. Институт тогда дал каждой семье по десять соток огорода. За пользование землей платила по 3, потом по 13 гривен за сотку. На протяжении 25 лет сажала клубнику, помидоры, картошку, — вспоминает женщина.
Еще раньше, 28 декабря 2004 года, Киеврада выделила в аренду сельскохозяйственному открытому акционерному обществу "Киевская овощная фабрика" 59 га на 15 лет. Площадь размером 12,39 га, на которой есть дома и гаражи самбурчан, Киеврада причислила к земельному запасу жилищной и общественной застройки.
Самбурчане считают, что овощная фабрика принадлежит руководителю Шевченковской райгосадминистрации Виктору Пилипишину. На официальном сайте предприятия указаны, что он был председателем наблюдательного совета этого ОАО с 1998-го по 2003-й. Кроме того, ему принадлежало 23,9% акций предприятия. Заместитель гендиректора фабрики по финансовым вопросам Татьяна Терещенко подтвердила, что Виктор Пилипишин владел акциями. Но имеет ли он акции предприятия сейчас, она ответить не захотела. Сказала, что это коммерческая тайна.
— В мае 2007-го гендиректор овощной фабрики Елена Билогубова вместе с подчиненными прорывалась заехать на наши участки трактором. Хотели все перепахать, но мы их не пустили, — говорит Валентина Товстогуз, 40 лет. — Тогда Билогубова начала кричать: "Вы бедные, потому вам не видать этой земли как своих ушей". Позже, когда немного улеглось, созналась, что она выполняет поручение акционеров, среди которых есть Виктор Пилипишин.
"Акты неповиновения будут точно"
Николай Бойко, председатель общественного комитета по защите прав крестьян
Украины:
— Согласно ст. 119 Земельного Кодекса, если человек пользуется землей свыше 15
лет, он имеет право ее приватизировать. Люди обратились с этой просьбой в
мэрию. Но та не решила их вопрос, направила в Главное управление земельных
ресурсов. Тогда самбурчане обратились в
суд, но и тот отклонил их иск. Несколько дней назад мы подали апелляционную
жалобу, сейчас решаем вопрос в Апелляционном административном суде. Я не
уверен, что суды решат эту проблему. Обычно, кто платит, тот и заказывает
музыку. Я знаю, что будет точно: суд и акты гражданского неповиновения.
Комментарии