22-летний крымчанин Эскендер Гафаров продает крымскотатарские сладости в Киеве. В первый раз он с другом вложил в дело $1000, но через полгода решили свернуть работу. Мужчины не имели опыта в бизнесе, никогда не выпекали сладости, не умели организовать рабочих и продажу товара.
Первый запуск Эскендер называет "периодом ошибок". Он с другом сначала хотели открыть кафе, где бы при посетителях делали пахлаву и другие крымскотатарские сладости, как во Львовской мастерской шоколада.
"Мне казалось, что в Киеве нет конкурентов. Пахлава в "Сильпо" была невкусная и стоила 200 гривен за килограмм, – рассказывает Gazeta.ua Эскендер. – Нашли под Киевом небольшой склад с оборудованием за 6000 гривен в месяц. Мы с другом не имели никакого представления как месить тесто и выпекать пахлаву. Помогла мама друга с тетей. Они приехали из Крыма, привезли три рецепта и показали, как все делать. Мы вообще хотели запускать 10 видов пахлавы и печенья, но оказалось, что для некоторых видов требуется специальное оборудование".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Переселенцы из Луганска готовят американские пончики
Ребята сначала делали все сами. Позже наняли несколько работников, договорились с десятком крымскотатарских чебуречных, чтобы в них продавали их сладости. Но рекламой и продвижением никто не занимался. Также начали появляться проблемы с контролем персонала. Решили приостановить дело. Эскендер поехал на два месяца в Крым, чтобы переосмыслить ошибки.
Вторую попытку запуска бизнеса начали осенью 2016-го. Эскендер увидел адрес на упаковке пахлавы и решил познакомиться с производителем. Оказалось, под Киевом выходцы из Турции изготавливают национальные сладости. Мужчина заключил партнерский договор с турками и договорился делать сладости у них. По словам Эскендера, турки лучше разбираются в этом деле. В Турции пахлава популярна, как в Украине бублики.
"Решил работать с клиентом напрямую. Месяц думал, как назвать компанию и страницу в Facebook. Был вариант "Крым", но мне не хотелось трогать эту тему. Не хотел, чтобы меня считали "бедным переселенцем" и покупали что-то из-за сострадания, – рассказывает Эскендер. – Услышав старинную крымскотатарскую песню Yosmam, что в переводе "моя драгоценность", "моя любовь", решил, что это идеальное название".
Для продвижения в Facebook и Instagram страниц магазина крымскотатарских сладостей Yosmam нанял фрилансера. Друзья помогли сделать яркие фотографии. Для оформления товара заказал коробки. Решили работать по Киеву и продавать от 1 кг сладостей.
"Стоимость была 130 гривен за килограмм, отдельно клиенты оплачивали доставку. Сейчас сумма за килограмм – от 180 гривен и мы включили доставку в стоимость, – комментирует Эскендер. – Цены на пахлаву не растут, а составляющие дорожают. Когда начинали работать, грецкий орех покупали за 70-80 гривен/килограмм, сейчас его цена 180-190 гривен. Но нельзя меньше класть орехов, от этого зависит вкус".
Каждый день 3-4 человека делают заказ. В месяц могут купить 100-150 кг сладостей. Есть подарочные наборы за 220 грн. Всего насчитывают 15 видов пахвалы, лукума и печенья.
"Мы производим сладости и сразу привозим к человеку. Товар не лежит неделю на солнце, как на рынке, – отмечает мужчина. – Есть люди, которые постоянно заказывают, когда куда-то едут или на дни рождения, корпоративы. Как-то парень просил девушке отправить набор и записку положить "Извини, любимая".
В планах Эскендера – продажа сладостей на фестивалях уличной еды и открытие своей небольшой уютной кофейни.
Чтобы заниматься фотографией нужно вложить $5000. Основные расходы – техника. Об этом Gazeta.ua рассказывает фотограф Елена Белоус из Донецка, которая сейчас живет в Киеве.
Комментарии