Возле здания МВД Киева разложена палатка зеленого цвета. На нем надпись "Временный информационный центр". Рядом стоит журналистка Наталья Соколенко в темно-синих брюках и пиджаке. Говорит с тремя мужчинами. В тени здания нардеп от "Батькивщины" Леся Оробец. Всего вокруг палатки - семь человек.
Трое милиционеров за 20 м от палатки наблюдают за протестующими. Здесь сегодня в 14.00 журналистское движение "Стоп цензуре" начало акцию протеста. Требуют эффективно расследовать избиение журналистов, провести и обнародовать результаты служебной проверки и еженедельно информировать о ходе расследования.
"За углом припаркованные два автобуса "Беркута", - говорит Соколенко. - На крыльце ранее много милиционеров стояли. Сейчас разошлись. Оружия у нас нет, газовых баллончиков тоже. У нас одно оружие есть - слово. Когда мы устанавливали палатку, один человек в гражданском, журналисты узнали в нем майора милиции, пытался помешать нам. А мы сделали кольцо из журналистов. Хотел прорваться и не смог, почувствовал силу мышечную в ответ".
Соколенко смеется. С палатки вылезает журналистка Татьяна Чорновол. Одета в черную блузку и брюки.
"Посмотрите, какую я футболку красивую сделала", - кричит. Соколенко заглядывает внутрь палатки. Там лежит три кожаные женские сумки, коврик, рюкзак и пакет с апельсинами. Черновол демонстрирует белую футболку с надписью "Мафия смертная" - сзади и портретом мужчины похожего на президента Януковича с красной точкой на лбу впереди. Журналисты смеются.
"Сама нарисовала акриловыми красками, - хвастается Чорновол. - На эту акцию одевать не буду, чтобы не раздражать никого. А при других - охотно".
К палаткам подходит журналистка Настя Станко. Сосредоточено печатает на планшете.
"У нас есть график дежурства от 6 до 12 вечера, с 12 вечера до 6 утра, - говорит. - С 6 до обеда и далее. Получается четыре смены. Основа - по два человека. Хотя получается не более 4-5. Чтобы двое могли быть внутри, двое снаружи смотрели, чтобы ничего не случилось. Палатку поставили, чтобы милиция знала, что мы следим, подгоняем их, чтобы они быстрее расследовали дела избиения журналистов. Идея - движения "Стоп цензуре" общая, хотя инициатором был Сергей Лещенко. Решили так сделать после того, как услышали выступление министра Захарченко в Верховной Раде. Впечатление от его слов - как будто это в параллельной реальности происходило. Хотим, чтобы милиция поняла - мы это дело так не оставим. Министр должен отчитаться перед всеми журналистам, а не как-то в Верховной Рады или лично Сницарчук. Он должен отчитаться. Прежде всего, что с теми милиционерами, которые присутствовали на акции. До среды палатка будет здесь. Если не выполнят наши требования, будем принимать другие меры. Каких - пока не скажем. Милиционеры должны быть хоть как-то наказаны".
У входа в здание МВД громко разговаривают пять правоохранителей и толстый человек в штатском. Соколенко подходит к ним.
"Имею предписание, ваша палатка нарушает правила благоустройства, - говорит он. - Кто владелец палатки?"
Мужчина не представляется. Вытягивает из кармана помятый лист А-4. Журналисты смотрят в него.
"Здесь написано малая архитектурная форма, - говорят. - А палатка - это не архитектура форма. Вы не имеете законных оснований его трогать. Это чужое имущество".
"Кто владелец? - снова спрашивает человек. - Я ему это отдам".
Люди пожимают плечами.
"Цукерберг, - говорит активист "Дорожного контроля" Андрей Дзиндзя. Протестующие смеются .. - А вы хотя бы представились".
Мужчина машет головой. Подходит к палатке, пробует прицепить бумажку. Дзиндзя заслоняет его.
"Не имеете права", - говорит.
10 мин мужчины спорят. Наконец человек показывает удостоверение. Он - работник Главного управления благоустройства Киева Вадим Султанов.
Правоохранители окружают палатку, но не вмешиваются в разговор. Подходит мужчина лет 40 в светлой рубашке и брюках. На глазах темные очки в золоченой оправе.
"Пишите, что отказались", - дает указание милиционерам.
"А вы кто такой, что распоряжаетесь?" - спрашивают его. Тот криво улыбается.
"Да никто - мимо проходил".
Султанов разводит руками и уходит. Правоохранители также. Журналисты садятся на сумки перед палаткой.
Приходит журналист Сергей Лещенко. Он распечатал график дежурств. Приносит мороженое пломбир в шоколаде. Кто-то кладет рядом с палаткой черный спальник. У него усаживается полуторагодовалый мальчик. Играет пластиковым стаканчиком. Митингующие наблюдают за ним и улыбаются. Его отец Василий Косой стоит рядом.
"С детства приучаю ребенка к солидарности, - говорит. - Я занимаюсь общественной деятельностью. Пришел поддержать людей".
В 18.00 часть журналистов уходят. На смену им приходят другие.
"Неважно, где спать, - говорит Черновол. - Можно и стоя".
Она остается ночевать в палатке вместе с мужчинами.
"Оля Сницарчук и Влад сюда не придут, слишком истощены, - поясняет журналистка Юлия Банковая. - Но они постоянно нам звонят и благодарят. Их физическое состояние нормальное, но душевное...".
Девушка разводит руками.
Комментарии
68