Утром 18 января в городе Бровары на Киевщине потерпел крушение вертолет с руководством министерства внутренних дел на борту. Машина упала недалеко от жилых многоэтажек и детского сада, сильно повредив здание последнего. Начался пожар.
Экипаж и пассажиры вертолета погибли. Не стало министра внутренних дел Дениса Монастырского, его первого заместителя Евгения Енина, госсекретаря Юрия Лубковича, заместителя руководителя патронатной службы МВД Татьяны Шутяк, ведущего инспектора из Департамента коммуникаций Николая Анацкого, подполковника полиции Михаила Павлушко, пилотов Александра Василенко, Константина Коваленко и Ивана Касьянова.
Еще пять человек погибли на земле. Всего жертвами крушения стали 13 взрослых и один ребенок. Что именно стало причиной аварии – будет выяснять специальная комиссия, сообщил спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.
Многие жители Броваров стали свидетелями трагедии и видели падение вертолета. Некоторые горожане в свою очередь были убеждены, что их атакуют вражеские дроны Shahеd и пытались скрыться в укрытиях. Впрочем, все броварчане сходятся в одном – утро среды стало для них одним из самых жутких и страшных за последние месяцы.
Что происходило на месте происшествия и как жители Броваров приходят в себя после ужасной авиакатастрофы, узнавала корреспондентка Gazeta.ua.
РАСКРУТИЛО ДВА РАЗА
В 11:30 по ул. Симона Петлюры в Броварах довольно многолюдно. Деревья и здания перевязаны красными лентами, дороги перекрыли правоохранители и колонны пожарных машин. Лица у людей напуганы, а головы подняты вверх, где за многоэтажками виднеется желтый подъемный кран.
Чуть дальше в дворы толпа сгущается. Местные жители собрались в группы и обсуждают между собой утренние события. Садик "Джерельце" расположен напротив лицея №10, их разделяет аккуратная каштановая аллея и железный невысокий забор.
– Боже, ясельной (помещение детской группы. – Gazeta.ua) нет, столовой нет, – говорит, жалуясь, темноволосая женщина в черном балонном пальто. Черным платком вытирает покрасневшие от слез глаза. – Я работала в этом садике... Нет сил говорить.
За немного ржавой сеткой на асфальте перед левым фасадом валяются разбитые стекла, пластиковые рамы и остатки вылетевшей от взрыва мебели. Внутри пусто, окна стали черными от сажи, и только обугленные жалюзи трепещут на ветру. На подоконнике стоят зеленые растения, в комнатах стоит деревянная мебель и разные принадлежности.
Перед школой вплотную к забору подошли очевидцы. К лентам один за другим несут красные гвоздики, розы и игрушки, близко к садику никого не подпускают, потому что спасатели продолжают разбирать завалы.
– Я лежала в квартире – и надо же было как раз к окну подойти, – рассказывает пожилая женщина в белом пушистом берете. Стоит с подругой под котельной. – Я думала шахед прямо к нам летит, испугалась. Дочь кричит: "Ма, беги!". А я не могу встать с кровати – руки, ноги отобрало.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расстрел Гиркина и краш–тест для полиции: что говорил погибший министр Монастырский о войне, Украине и ВСУ
Женщины живут неподалеку и пришли на место после того, как произошла трагедия.
– Говорят девушки, которые на него смотрели, что он уже горящий падал, – добавляет собеседница, имя не называет. – Он очень низко шел, – продолжает дама в берете. – Представьте! Что видно было на третьем этаже. Там стадиончик такой есть, и он хотел на него видно вырулить.
– Он шел как раз между этим домом, – показывает женщина в берете на многоэтажки позади. – Я в том доме живу и вот видела крылья. Думала что шахед – оно "ву-ву-у". Соседка говорила, что вроде как у "Форы", она здесь у нас есть дальше. Это вроде раскрутило его там два раза. Жалко людей конечно, что погибли, не вернешь уже.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ШУМ
В лицее обустроили штаб помощи пострадавшим. В темном коридоре на полу выставили бутыли с питьевой водой, на партах разложили медикаменты и продукты. Посторонних работники школы не пускают внутрь. Только говорят, что в первые часы после падения самолета сюда приходили многие пострадавшие. В это время на уроки спешили ученики. Старшеклассники бросились помогать в садике и вытаскивали людей прямо из пламени.
Крики спасателей громко отзвучивают от пустых разбитых стен садика. Из–под завалов достали еще одного погибшего, кладут на черный плотный пакет и выносят на площадку. За всем наблюдает мужчина в синей грязной робе и резиновых зеленых сапогах. Обо всех событиях рассказывает кому-то по телефону.
– Мы в школе работали как раз. Слышу гул где–то в ту сторону, – вспоминает Василий Наумчук, с виду 60 лет. – Вижу – летит вертолет и резко идет на падение. Я лично не видел, чтобы он в воздухе горел. Метров десять над школой он летел. Еще и крен он дал – сначала налево, а потом направо шел. Думал, может, он маневрирует, вывернет это все. Знаю, что здесь дом высокий, чтобы не врезался.
В первые минуты после падения вертолета Василий Иванович вместе с коллегами бросились на спасение людей. Пошли выносить детей, признается.
Могут взрывы еще быть от вертолета
– Пошли на второй этаж, а там задымлено было в столовой. Начали думать, где детки. Пошли в подвал, а они там! И воспитатели начали детей одевать, быстренько их выносили, потому что могут взрывы еще быть от вертолета. Мы ведь не знали еще какой был вертолет.
В то время мужчины еще не знали, сколько пострадавших. Дети в укрытии сидели раздетые, быстро убегали, размышляет мужчина.
– В садике все завалено было, нельзя было найти, потому что туда упал вертолет, – добавляет Василий.
Детсад работает с 8:00. Почти сразу же на место приехали спасатели, медики и загородили местность. Огонь быстро распространялся вокруг здания, в пламени родители пытались найти своих детей.
– Мамы поприбегали, начали кричать. А мы уже вынесли детей в соседний дом. А потом еще пару взрывов было, может, машины загорелись там рядом. Но у вертолета был странный шум двигателя, не так, как он обычно работает. Очень он резкий был, – говорит напоследок.
ХОЛОДНЫЕ ТЕЛА
Люди вздрагивают каждый раз от звука падения бетонных плит, с треском летящих на стекло и обрушенные перегородки здания. Стены над входом в садик – обгоревшие и черные от пламени. В воздухе стоит едкий запах гари и солярки. На детской площадке между качелями вблизи на выжженной траве под одеялами лежат холодные тела.
Броварчане с коробками в руках разносят горячие напитки и еду, угощают правоохранителей, спасателей. "Мы разбежались – и я услышал "бух"!" – рассказывает мальчик лет 5 своей бабушке и крепко держит ее за руку.
Три школьницы стоят у ленты и наблюдают, как местные кладут цветы на землю у калитки. Рядом лежат красные железные обломки вертолета, которые правоохранители собрали отовсюду – их разнесло в разные стороны.
– Мама выходит на балкон и говорит: "Садик горит!" – говорит 12-летняя Александра и не сдерживает слез. – Имен не знаю, но из нашей школы девочка, которая учится в 7-А, у нее здесь мама погибла с сестренкой.
Во время авиакатастрофы в Броварах погибла Елена Пономаренко и дочь Милана. Женщина работала в детском саду и вместе с ребенком пришла утром в "Джерельце". Старшая дочь должна была идти в школу в 8:30, на момент трагедии была дома.
– Я видел одного мужчину. Он стоял так, опустив голову, четыре часа на одном месте стоял и плакал. 42 года мужчине, – добавляет прохожий, прислушиваясь к рассказу, в черной шапке и джисах с сигаретой в руках. – Они завели ребенка утром в садик, жена его там была. Но они сейчас уже в Броварской больнице.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Для меня это персональная трагедия" – Резников рассказал о дружбе с Монастырским и Ениным
У противоположного входа тротуары перекрыла полиция. Дома и квартиры обходят работники Службы безопасности Украины. Допрашивают очевидцев, проверяют у людей документы.
ЗАВТРАК В 8:20
На скамейке под подъездом после показаний сидят женщины с бумажками в руках. Не могут до сих пор прийти в себя, живут возле садика и видели все своими глазами.
– Видела, как оно горело, – говорит местная учительница, имя не называет. – У нас написали в педагогическом коллективе, что 12-летняя девочка осталась без мамы и сестренки. В 8:20 завтракали, говорят, дети. Гены жена там работает. Насыпала еду детям, ее как бросило к стене – такая волна была. Он же сверху упал и загорелся.
Женщина услышала взрыв и вышла на балкон. Из окна увидела, что все вокруг садика в огне – соседние постройки, деревья, машины, трава.
Такие люди там летели – диверсия и все
– Сразу начали ехать машины – пожарные, скорые. И давай тушить пожар. Я не верю, что это там в вертолете что–то сломалось, – переводит тему разговора женщина и размышляет о причинах авиакатастрофы. – Такие люди там летели – диверсия и все. Летело все руководство, министерство все. Сто процентов. Но ведь пишут, что вертолет произведен во Франции и в нем много недостатков разных.
В Службе безопасности сейчас рассматривают несколько версий трагедии – нарушение правил полета, техническую неисправность вертолета, а также умышленные действия по его уничтожению.
– Так бы это министерство посадили в неисправный вертолет? Людям слава богу помогло, что соседний дом остановил пропеллер, а так жертв могло быть гораздо больше, – говорит напоследок учительница и заходит в свой подъезд, минуя правоохранителей.
ЛЮДИ В КРОВИ
Возле Броварской районной больницы парковки забиты автомобилями. Под входом в приемную курят пациенты, а к двери на скорых подвозят травмированных.
Врачи рассказывают, что в медучреждение привезли 24 человека, среди них было 11 детей. Восемь пострадавших перевели в ожоговый центр Киева. Дети и взрослые получили от 30 до 45% ожогов.
– Было много пациентов утром. Сейчас уже все получили необходимую помощь, а четверо остались в стационаре, – говорят на рецепции медсестры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ремонтировали в Румынии – что известно о вертолете, который упал в Броварах
В приемном отделении удивительно спокойно, так же и на территории больницы. Последними сегодня сюда привезут погибших, однако у местного морга за углом нет людей, а ворота закрыты.
– Здесь такое сегодня творилось – люди в крови, все бегают, кричат! – говорит пожилая женщина и, опираясь на палку, быстро заходит в хлебный магазин.
Комментарии