"На Яблочный Спас нужно обязательно посвятить в церкви всевозможные фрукты. А больше всего — яблоки, — рассказывает 59-летняя Мария Абрамова из Зинькова на Полтавщине. — Берем корзину или сумку и складываем туда яблок килограммов два. Я беру большие, с румяным бочком — ну, чтобы красивые были. Сверху положу и слив, и винограда, и груш, а бывает, и абрикос сыпну. Свечечку зажгу. После того, как освятит это все батюшка, несем домой, выкладываем на стол, в миску большую, как для вареников. И вся семья сначала съедает по свяченому яблоку, чтобы не болеть и быть здоровыми целый год".
Надкусив яблоко, можно задумать желание и приговорить: "Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по Второму Спасу пусть сбудется". Говорят, исполнится.
— Женщины, у которых деточки или умирали, или мертвыми рождались, или они аборты делали, то им, Боже сохрани, есть яблоки до Спаса, — добавляет. — Это грех большой. У нас когда-то старые женщины, которые еще до революции родились, никогда яблок до Спаса не ели. Говорят, что в этот день на том свете Матерь Божья раздает деткам яблочка, а таким, что их мамки ели яблоки, не дает. Говорит: "Твое яблочко свинья съела". Так те детки очень скорбят и плачут.
Не советуют есть неосвященные яблоки и тем, у кого недавно ушли в мир иной близкие родственники: умершие будут сниться с шишками величиной с яблоко и будут ужасать криком.
До Спаса на поле весь хлеб должен стоять в копнах. Последний сноп ржи или пшеницы пожилые люди до сих пор оставляют "Спасу на бороду". Перевязывают его красной лентой, украшают цветами, а колоски срезают. Между стеблями кладут горбушку хлеба и щепотку соли — "для зайки".
— Эти колосочки — пшеничные, ржаные, ячменные — тоже несем святить, — говорит Мария Абрамова. — Такой вроде букетик выходит, стоит возле иконы у меня. Если нужно будет святой водой покропить что-то, то из него хорошо сделать кропильце. А еще несут святить венок из колосков, потому что это праздник урожая — всего всего, что уродило и на поле, и на огороде, и в садике. У нас говорят: Спас — всему час.
Святят также пироги с яблоками и "бахонци" — небольшие караваи из муки нового урожая. Обычай этот тоже происходит из дохристианских времен. Немецкий миссионер Саксон Грамматик в ХІІ в. посетил славянское языческое святилище на острове Рюген в Балтийском море. В середине августа, после сбора урожая, посланцы разных славянских племен привозили туда караваи из нового урожая. Жрец прятался за огромным пирогом и спрашивал у всех, видно ли его. Люди отвечали, что едва-едва. Тогда жрец произносил пожелание, чтобы в следующем году его вообще не было видно за еще большим пирогом. То есть, чтобы урожай был еще лучше.
Пасечники на Спаса освящают мед в сотах. Возле церкви угощают им всех, "чтобы пчелы приносили его больше". Раньше медом разговлялись только после его освящения на этот праздник. Он помогал от многих болезней.
— У соседки моей хозяин держит пасеку, так она нас всегда на Спаса приглашает в гости к себе, — продолжает женщина. — Напечет пирожков с яблоками, меду положит. Сходимся, угощаемся, пирожки в мед макаем, лепешки едим с медом — шулики называются.
До восхода солнца на Спаса в последний раз в году собирают лекарственные растения, приговаривая к ним:
Святий Авраам на це зілля орав,
А Бог садив, а Спас родив,
Мати Божа поливала
І на поміч це зілля давала.
На Переяславщине женщины когда-то в этот день до восхода солнца шли на огород, садились в капусте и заматывали себе голову белым платком, "чтобы и капуста так заматывалась".
Комары пропадают, а мухи, напротив, становятся кусачими
— Оденься, в наметку завернись, — приговаривали при этом. — Нечего тебе, капусточка, в осторопшу идти, время и пора тебе в головки складываться. Пришел Спас — тебя резать час.
Яблочным Спасом завершается лето.
— Мама моя говорила: пришел Спас — ушло лето от нас, готовь рукавицы про запас, — вспоминает Мария Абрамова. — Ночами уже холодает. Комары пропадают, а мухи, напротив, становятся кусачими. О злом человеке так и говорят: кусачий, как муха в Спасовку. И присматриваются: если аисты и ласточки улетели до Спаса — будет ранняя и холодная зима.
Моченные яблоки по-черниговски перекладывают тыквой
На Черниговщине яблоки зимних сортов мочат в дубовой бочке. Дно выстилают вишневыми листьями. Перекладывают яблоки почищенной и порезанной на большие куски тыквой. Добавляют полпачки соли. Сверху кладут гнет, — прижимают. Моченные яблоки по-черниговски остаются хрустящими и твердыми до поздней весны.
Хоро-о-о-шая закуска под что-то крепенькое! — убеждают местные.
На Спаса Бог выгнал Адама и Еву из рая
Яблоня — дерево жизни, на которой мир держится по народному преданию. Она стоит на белом камне посреди синего моря. На ее ветвях растут золотые молодильные яблоки, которые дают человеку вечную молодость и бессмертие. В некоторых селах Белоцерковского и Фастовского районов на Киевщине до сих пор сохранился давний обычай ставить до Спаса высокие столбы, которые в древности символизировали мировое дерево. Их украшают зеленью и цветами, убирают яблоками и грушами. Это должно обеспечить хороший урожай яблок на следующий год. В песнях и легендах яблоко символизирует здоровье, силу, плодовитость.
Надкусив яблоко с райского дерева познания добра и зла, праматерь Ева соблазнила первочеловека Адама. Якобы именно на Спаса Бог выгнал их за это из рая. Ева, рассказывают, успела проглотить свой кусок яблока, а Адам им подавился. Потому у мужчин есть кадык на горле, который называется адамовым яблоком.
Яблоко по форме напоминает человеческую голову. Потому использовали его в черной магии. Ведьмы нашептывали на него заклинания. Пока яблоко высыхало, сох и чах человек, которого прокляли. В одной из сказок отравленным яблоком злая мачеха наслала вечный сон на падчерицу.
Комментарии
1