В ночь на 22 марта ветер воет жалостно — это стонут души сорока воинов-христиан, в 320 году замученных в армянском городе Севастии. В холодную мартовскую ночь за отказ поклоняться богам язычники загнали их в ледяную воду Севастийского озера. Утром охрана увидела, как на воинов сошел с неба свет, над их головами появилось сияние, а ледяная вода потеплела.
Церковный праздник Сорока мучеников совпадает с весенним равноденствием — день и ночь уравниваются по продолжительности. Древние славяне праздновали тогда Новый год и начало весны. Верили, что именно в этот день "начался мир".
— На Сорок святих ноч із днем міряються, — рассказывает 72-летняя Любовь Дувеева из села Моначиновка Купянского района Харьковщины. — Цей празник покаже істинну погоду — який день, таке і літо буде. Якщо тепло, то сорок днів підряд буде погода гожа і можна рано обсіятися. А якшо сильний мороз, то вже великих морозів не буде, бо лопнув мороз. Будуть заморозки, але не такі сильні. Мама моя казала, якщо ж холодно, то Сорок святих іще сорок лопат снігу кинуть і буде ще сорок морозів.
С этими морозами, однако, можно справиться: нужно насчитать сорок лысых, приговаривая "Пересядься, мороз!" Тогда мороз "пересядет" на последнюю лысину.
— У ліс цього дня краще не ходити, — продолжает баба Люба. — На Сороки прокидаються змії, ящірки та інші повзучі гади, шо ото поховалися восеню на Здвиження (27 вересня. — "ГПУ"). Вони голодні та злі й можуть покусать. А от горох добре сіяти: вроде аж по сорок стручків, а в кожному по сорок горошин.
В этот день нужно вытянуть из погреба 40 картофелин, тогда осенью у каждой будет по 40 клубней в кусте. Выбирали по 40 зерен разных семян — ими первыми засеивали, чтобы был хороший урожай. В народных верованиях число 40 обозначено как много" или "очень много". Считалось, что оно положительно влияет на приумножение и увеличение всего. Например, на Сорок святых 40 раз перебрасывали палку через дом, чтобы она была счастливой. В царские времена ученики дарили учителям вязанку из сорока баранок.
На Сорок святых выпекают 40 птичек-жаворонков из пшеничной муки.
—Щоб жайворонків наліпити, моя мама учиняла тісто й ліпила їх. Бере муки пшенишної, білої, сироваточкою розвела, а тоді туди дріжджі, сахарком, солькою. І воно так стояло чи час, чи два, аж поки підійшло. Тоді ще раз вимішала і давай їх ліпить, — вспоминает Любовь Дувеева. — А я зараз хліба не печу, то роблю такі коржики з прісного тіста. Беру одну качалочку — це буде головка й хвостик. А тоді хрестом кладу другу качалочку — це крильця. Ножиком понадрізую, і виходить як ото пір"ячка у пташечки. А можна розкачати тісто в одну стьожку і зав"язати вузлом. В очі можна горошинку вставити чи ізюму. Випечу таких сорок штук і роздам дітям, сусідам. Он почта йде, кажу: "Бери собі жайворонка, з весною тебе. Коли город оратимеш?"
В одну из птичек клали монетку. Тому, кому она досталась, будет везти весь год:
— А мама понапихає по копійці в кожного жайворонка, шоб нікому обідно не було.
Во времена детства бабы Любы дети бегали с жаворонками по селу и кричали по-птичьему: "дер-дер-дер" — наследуя гусаков, "чівіль-чівіль" — чаек. Подбрасывали жаворонков кверху и считали, кто больше поймает. Или натикали их на палку и ставили на огороде — так якобы можно поощрить птицу быстрее прилететь и принести тепло.
Из погреба нужно вытянуть 40 картофелин и по 40 зерен разных семян
На Сорок святых, говорили на Сумщине, сорока — именинница. Вьет себе гнездо из сорока палочек и кладет сорок яиц. Выпекали сорок штук печенья из ржаной муки в виде сороки. Их давали коровам, чтобы ведьма, обратившаяся в сороку, не подлетала под скот и не выдаивала у него молоко. На Западном Полесье делали "галепы" — печенье в виде аистовой лапы. Увидев первого аиста, подбрасывали их вверх, припевая:
— Бусле, бусле, на тобі гальопу, а нам дай жита копу!
Птицы воплощали души умерших, а обрядовое печенье на Сорок святых было им пожертвованием. В жаворонках, прилетающих на этот праздник, видели души покойников, наведывающихся весной на родную ниву. Выпекали также печенье в виде сохи, бороны, серпа и закапывали на поле — чтобы был хороший урожай.
Девушки привораживали ребят горшком каши
Сорок вареников с маком на Сорок святых раздавали на Киевщине девушки ребятам, чтобы те крепче их любили. С этим праздника начиналась "улица" — посидеклки молодежи на колодках. Чтобы ребята не ходили гулять к другим на чужой угол, девушки варили гречневую кашу с маком, закапывали ее на своем углу, прибивали осиновым колом и припевали:
Наші дівки-чарівниці, дівки-чарівниці,
Закопали горщик каші посеред вулиці.
Закопали горщик каші ще й ракові клешні,
Щоб ходили парубки далекі й тутешні.
Комментарии