Историческое существование Короля Артура не доказано, но историки продолжают искать его прототипы, а также реальные исторические события, на которых могли быть основаны и мифы легенды о нем. В новой книге "Миры Артура" Гай Холсалл критикует такие попытки, называя их "псевдо-историями" о том, кем же на самом деле был Артур. Автор дает собственный исторический обзор мира Артура – Британии конца 4-начала 6 века, а также поднимает более глобальную проблему профессионального подхода к прошлому: историки, несмотря на внимательное и аккуратное изучение фактов, часто готовы искажать прошлое ради сохранения его романтики.
Холсалл анализирует источники, в том числе "Историю Бриттов" Гальфрида Монмутского и "О погибели Британии" Гильды Мудрого, и приходит к выводу, что их нельзя считать достоверными в том, что касается сведений о короле Артуре. Первая летопись ненадежна и противоречива в датах, вторая является по своему жанру не историческим повествованием, а проповедью. Холсолл заключает, что даже если Артур когда-либо существовал, его историческая деятельность и значение для нас потеряны.
Гай Холсалл не первым высказал скептический взгляд по поводу историчности артуровских преданий. Известный английский историк Джон Майрс, например, писал "Прибавляя что-либо к констатации того факта, что Артур существовал и сражался с саксами, мы неизбежно удаляемся от истории в область вымысла".
Надо признать, что сказания об Артуре увлекали "в область вымысла" немало людей, приводя даже к появлению подделок и фальсификаций исторических источников. В 12 веке, который сейчас археологи называют "золотым веком средневековых подделок", образ Артура оказался востребован для создания включения в генеалогию нормандской аристократии. В то время в Англии распространилось предание, объявлявшее короля Артура потомком Иосифа Аримафейского, который, якобы, вместе с апостолом Филиппом добрался до Англии.
Труд Гальфрида Монмутского, появившийся в 1130-х годах, вдохновил монахов аббатства в Гластонберри, которые в 1191 году на кладбище обнаружили три гроба со скелетами двух мужчин и женщины, а также свинцовый крест. Хронист сообщает, что у женщины была прекрасно сохранившаяся золотая коса, которая рассыпалась в прах, когда один из монахов неосторожно прикоснулся к ней. Один из мужчин был большого роста, а на его гробе, якобы, лежал свинцовый крест с надписью: "Hic iacet sepultus inclitus rex Arturus in insula Avellania" ("Здесь погребен знаменитый король Артур на острове Авалон").
Было объявлено об обнаружении останков Артура, его жены Гвиневеры и племянника Мордреда. Останки перенесли в мраморную усыпальницу. Открытие могилы Артура привлекло к монастырю новых паломников и богатые вклады. Жители других стран, по свидетельству хрониста, недоумевали, зачем английские паломники стремятся в Палестину, хотя в их стране есть такая святыня. Но, по оценкам современных ученых, захоронение не могло принадлежать указанным героям, а крест, как сообщает археолог Л. А. Беляев в монографии "Христианские древности", был подделкой 10 века, взятой монахами с кладбища и добавленной к найденным останкам для придания достоверности.
Гай Холсалл, отвергая романтические "псевдо-истории", считает, что гораздо важнее изучать тот мир, в котором король Артур предположительно мог жить. Он рассматривает Британию как часть европейского сообщества после падения Римской империи и привлекает новые письменные и археологические свидетельства, чтобы найти пути для лучшего понимания данного периода. "Многие будут недовольны моим подходом, – говорит автор. – Но я считаю, что он гораздо интереснее и увлекательнее, чем охота за ответами на вопросы без ответов. В конце концов, факты более удивительны, чем вымысел".
Комментарии
3